• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Швейцария: история, культура, идентичность

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Швейцария – удивительное поликультурное государство, объединяющее четыре государственных языка, представителей разных культур, этносов и конфессий на относительно небольшой территории. Народ, на протяжении многих веков хранивший верность принципам нейтралитета, федерализма и демократии. Страна, сумевшая создать и сохранить собственную уникальную идентичность, несмотря на соседство с культурными гигантами. И в то же время территория, остающаяся во многом неизведанной и неизвестной. Данный курс предназначен для студентов разных направлений, желающих познакомиться с историей и культурой Швейцарии, составить представление о менталитете жителей государства и в ходе практических занятий попытаться ответить на вопросы: «Что есть "швейцарское"?» и «какая она – швейцарская национально-культурная идентичность / идентичности?» На основе проведенной научно-исследовательской работы студенты смогут создать и дополнить картину швейцарской национально-культурной идентичности / идентичностей. Курс ведётся на русском языке, но рассчитан на студентов, владеющих также немецким языком.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть понятийным аппаратом политической, социальной и культурной истории Швейцарии
  • Создать у студентов обширное представление об основных вехах и событиях швейцарской истории и культуры, оказавших влияние на формирование национально-культурной идентичности
  • Сформировать профессиональные исследовательские навыки поиска, анализа, интерпретации и описания текстуальных источников, а также корректного использования полученных результатов в самостоятельном исследовании с соблюдением норм и требований к научным работам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент обозначает основные географические особенности Швейцарии (особенности территориального, языкового, религиозного деления; особенности ландшафта; характеристика населения, демографического состава; знание основных экономических и культурных центров)
  • Студент характеризует основные особенности швейцарской экономики
  • Студент называет главные характеристики швейцарской политической системы
  • Студент выделяет центральные периоды и события швейцарской истории, характеризует их роль в формировании национально-культурной идентичности
  • Студент раскрывает содержание концепции "die Schweiz als Sonderfall"
  • Студент называет наиболее известные мифы и легенды швейцарской культуры, характеризует их роль в формировании национально-культурной идентичности
  • Студент сравнивает регионы Швейцарии и их культурные особенности по лингвистическому критерию
  • Студент называет ключевые города Швейцарии, сравнивает их по экономическому и территориальному фактору
  • Студент проводит различие в структуре национально-культурной идентичности жителей городского и сельского пространства Швейцарии
  • Студент называет основные швейцарские праздники и фестивали, характеризует связанные с ними традиции
  • Формулирует собственное мнение касательно взаимосвязи национальной кухни и проблемы идентичности
  • Характеризует содержание концепции Rösti- und Polentagraben, называет её основные характеристики
  • Студент выделяет основные этапы и события швейцарской истории, связанные с религиозным фактором и оказавшие влияние на формирование национально-культурной идентичности
  • Студент характеризует современное положение различных конфессий в Швейцарии
  • Студент характеризует политическую систему современной Швейцарии, называет её центральные характеристики
  • Студент называет наиболее влиятельные партии в Швейцарии, их лидеров и характеризует их политическую ориентацию
  • Студент в полной мере определяет понятия нейтралитета, федерализма, прямой демократии, субсидиарности, консенсуса и магической формулы
  • Студент в полной мере характеризует основные принципы внешней политики Швейцарии
  • Студент описывает характер отношений Швейцарии с крупнейшими политическими организациями
  • Студент называет главные периоды и этапы миграционных процессов в Швейцарии, оказавшие влияние на общественные процессы и формирование идентичности
  • Студент прогнозирует тенденции развития миграционной политики Швейцарии
  • Студент описывает современное положение проблемы ксенофобии и расизма в Швейцарии
  • Студент описывает положение и политику Швейцарии во время Первой и Второй мировых войн
  • Студент в полной мере определяет содержание понятия "Geistige Landesverteidigung"
  • Студент описывает положение и политику Швейцарии во время Холодной войны
  • Студент описывает суть репутационных скандалов в Швейцарии
  • Студент даёт четкое и полное определение феномену "Vergangnheitsbewältigung"
  • Студент характеризует политику швейцарского государства в аспекте культуры памяти
  • Студент называет ключевых швейцарских художественных деятелей
  • Студент определяет степень влияния швейцарцев на мировую культуру
  • Студент называет основные сферы сотрудничества между Россией и Швейцарией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в изучение Швейцарии
  • Тема 2. Мифы и легенды швейцарской культуры
  • Тема 3. Языки, диалекты, культуры и региональная идентичность
  • Тема 4. Пространство и идентичность
  • Тема 5. Швейцарские традиции, праздники, фестивали
  • Тема 6. Еда и идентичность
  • Тема 7. Религиозный фактор
  • Тема 8. Внутренняя политика Швейцарии
  • Тема 9. Внешняя политика Швейцарии
  • Тема 10. Эмиграция и иммиграция
  • Тема 11. Первая и Вторая мировая войны
  • Тема 12. Репутация Швейцарии
  • Тема 13. Прошлое и его “преодоление”
  • Тема 14. Искусство Швейцарии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Доклад в виде презентации
    1. Презентация должна строго соответствовать заявленной теме и иметь продолжительность представления не более 15 минут. Если фиксируется превышение времени, то оценка снижается на 1 балл. 2. Чтение текста со слайдов запрещается. При чтении текста со слайдов или заранее заготовленного текста оценка не может превышать 7 баллов. Рекомендуется выносить на слайды ключевую информацию, статистические данные, иллюстративные материалы. 3. После презентации следует обсуждение представленной темы. Докладчик отвечает на вопросы коллег (2-3 вопроса). 4. Последовательность слайдов, сопровождаемых комментариями автора презентации, должна логично и наглядно раскрывать заданную тему. 5. Презентация должна отображать титульный лист (с указанием имени докладчика и темы), план доклада, основную часть, заключение и список литературы и используемых/анализируемых источников. 6. Студент самостоятельно предлагает тему для доклада, основываясь на собственных интересах или предлагаемых темах для обсуждения на семинаре.
  • неблокирующий Устное задание (подкаст)
    Студентам предложено создать собственный подкаст. Тему для подкаста студент выбирает самостоятельно по согласованию с преподавателем (длина подкаста должна составлять не менее 5 минут).
  • неблокирующий Реферат
    Студент проводит самостоятельное научное исследование по актуальной теме. Тему реферата студент выбирает самостоятельно, согласовав её с преподавателем. Объем реферата должен составлять от 18 до 25 тысяч знаков (допустимое отклонение от установленной нормы - 20%). Источники и научная литература могут использовать как на русском, так и на английском и немецком языках. Поиск и освоение научной и справочной литературы осуществляется студентом самостоятельно. В случае использования инструментов искусственного интеллекта студент обязан указать это во введении работы, указав мотивированность внедрения инструментов ИИ и способ их использования. Сгенерированный искусственным интеллектом текст реферата оценивается 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад в виде презентации + 0.4 * Реферат + 0.2 * Устное задание (подкаст)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A concise history of Switzerland, Church, C. H., 2013
  • Jakob Tanner. (2015). Geschichte der Schweiz im 20. Jahrhundert: Vol. 1. Auflage. C.H.Beck.
  • Моя Швейцария : книга для чтения, Дюрренматт, Ф., 2013
  • Швейцария. Люксембург. Лихтенштейн : учеб. пособие по страноведению на нем. яз., Клюева, Т. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • History of Switzerland, 1499-1914, Oechsli, W., 2013

Авторы

  • Николаев Павел Алексеевич