• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Управление музеем: существующие практики и тренды будущего

Статус: Маго-лего
Кто читает: Кафедра иностранных языков (Пермь)
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Актуальность дисциплины заключается в том, что музей является объектом исследований представителей междисциплинарных направлений, и знание специфики существования и деятельности такого объекта как музей для них становится крайне важным. В курсе буду освещены вопросы управления такими направлениями музейной деятельности, как учетно-хранительская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная. Также отдельно будут освещены вопросы управления финансовыми потоками в музее, безопасностью музея и персоналом. В итоге, студенты будут иметь представление об управлении музеем и его основными направлениями деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются, во-первых, знакомство с музеем как социальным институтом и особенностями его существования и управления в современных условиях и, во-вторых, формирование представлений об управлении музейными коммуникациями – от экспозиции до цифровых музейных продуктов. Задачи курса: - изучить историю появления, основные этапы развития музеев в России и за рубежом; - сформировать систему представлений о музее как социокультурном институте, особенностях его функционирования и управления на основе законодательной базы их деятельности в современных условиях; - познакомиться с основными тенденциями управления музеями; - определить будущие технологии управления музеем как учреждением: от цифровой трансформации к персонализации. - проанализировать современные управленческие технологии с точки зрения возможности их внедрения в управление музеем: блокчейн, цифровые двойники и проч.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет различные способы фандрайзинга.
  • знает функции и основные направления деятельности современного музея
  • Знание основных финансовых моделей работы культурных институций и возможных способов фандрайзинга и спонсорства проектов.
  • понимает особенности музейного маркетинга; владеет инструментами маркетингового исследования в музее; умеет формировать музейный продукт и продвигать его.
  • умеет применять PEST и SWOT анализ для формирования стратегического плана развития музейной организации: понимает необходимость формулирования миссии музея.
  • Разбирается в посетительском опыте в разрезе использования мультимедийных технологий в пространстве музейной экспозиции
  • Понимает, из каких сущностей складывается цифровое пространство музейно-выставочного проекта
  • - знает перечень основных технологий, применяемых в экспозиционно-выставочной работе музея (от плазменных панелей до AR/VR, 3D и голограмм).
  • Знает, какие предпосылки у цифровой трансформации. Понимает, как происходит цифровая трансформация бизнеса.
  • Знает и понимает модель посетительского опыта по Фальку и Диркинг
  • Понимает структуру команды музейно-выставочного проекта, в том числе ее творческой части – специалистов, ответственных перед куратором
  • Понимание термина «цифровизация»
  • студент воспроизводит принципы и процедуры фондово-хранительской, исследовательской и выставочной деятельностей музея; оценивает их значимость; применяет полученные знания для интерпретации музейных экспозиций
  • владеет инструментами анализа и продвижения культурно-образовательного продукта
  • знает основные статьи расходов и доходов музейной организации
  • знает особенности управления экспозиционными и выставочными проектами
  • знает различные форматы культурно-образовательной деятельности музея
  • понимает необходимость обеспечения безопасности как для музейных предметов, так и для сотрудников и посетителей
  • понимает особенности применения различных музейных автоматизированных информационных систем (АИС) для управления музейными коллекциями и работы с Госкаталогом РФ
  • понимает особенности работы с музейным эндаументом
  • понимает особенности цифровых технологий, применмых в управлении музейным учреждением
  • понимает принципы разработки тематико-экспозиционного плана (ТЭП).
  • понимает функциональные обязанности сотрудников различных музейных отделов, знает инструменты для их мотивации и контроля
  • умеет организовать работу по формированию грантовых и краудфандинговых проектов.
  • умеет сформулировать задачи для музейных специалистов новых профессий
  • Формирует концепцию взаимоотношений музея и посетителя, музея и партнеров, музея как субъекта влияния
  • Сформировать представление, каким образом достигается международная финансовая стабильность
  • Определяет понятие эндаумент-фонда.
  • уметь адаптировать запросы аудитории под музейный продукт
  • Интерпретирует теорию соучастия (партиципации) и ее проявления в социокультурных коммуникациях относительно работы с посетителем в музее
  • Может оперировать основными терминами, связанными с осуществлением управления государственными и муниципальными музеями
  • Выделяет основные виды музейной опасности, может сформулировать вопросы их преодоления.
  • Демонстрирует представление о современных взаимоотношения стейкхолдера и музея
  • Демонстрирует понимание современных управленческих решений со стороны стейкхолдера в музейной сфере
  • умеет определять возможности использования основных технологий, применяемых в экспозиционно-выставочной работе музея (от плазменных панелей до AR/VR, 3D и голограмм).
  • определяет уровень безопасности в музее
  • определяет специфику применения конкретных инструментов для различных видов безопасности в музее
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социокультурные функции музея: генезис и современное состояние.
  • Управление персоналом
  • Управление музейными коллекциями: традиции и перспективы
  • Управление музейными финансами: достижение финансовой устойчивости
  • Управление экспозиционно-выставочной деятельностью
  • Культурно-образовательная деятельность музея: вопросы управления
  • Создание музейного продукта: особенности музейного маркетинга
  • Управление музейной безопасностью
  • Управление музеем в современных условиях: цифровизация и постцифровизация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий мини-тест
    Тест нацелен на проверку и закрепление полученных на лекциях знаний
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: участие в дискуссиях, результаты устных опросов, презентации, правильность решения задач и кейсов как индивидуально, так и в рамках командной работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Работа на семинарах + 0.1 * мини-тест + 0.1 * мини-тест + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинг в сфере культуры : Учебное пособие, Тульчинский, Г.Л., 2009
  • Мартиросян, Р. М., Инновационные модели привлечения внебюджетных средств: фандрейзинг, краудфандинг, эндаумент : учебное пособие / Р. М. Мартиросян. — Москва : Русайнс, 2022. — 99 с. — ISBN 978-5-4365-9325-8. — URL: https://book.ru/book/944012 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Маслак, Е. Н. Музейный менеджмент : учебное пособие / Е. Н. Маслак ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. - 104 с. - ISBN 978-5-9275-3547-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1308379
  • Музееведение, Тельчаров, А.Д., 2011
  • Мультимедийные технологии в выставочной деятельности : учебно-методическое пособие / составитель Л. А. Гриневич. — Барнаул : АлтГИК, 2021. — 147 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/217595 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Партнерство и спонсорство в event-индустрии. Игра вдолгую, Франкель, Н., 2021
  • Хализова, Ю. А. Экспозиционный дизайн : учебно-методическое пособие / Ю. А. Хализова. — Тольятти : ТГУ, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-8259-1064-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/264125 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шекова, Е. Л. Фандрайзинг в сфере культуры : монография / Е. Л. Шекова. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-5245-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/218096 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела: теория и практика : учебное пособие / Л. М. Шляхтина. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 248 с. — ISBN 978-5-507-45250-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/265319 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Max Fatouretchi. (2019). The Art of CRM : Proven Strategies for Modern Customer Relationship Management. Packt Publishing.
  • Ананьев Виталий Геннадьевич. (n.d.). История Зарубежной Музеологии Как Часть Истории Культуры: Основные Интеллектуальные Парадигмы Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fistoriya-zarubezhnoy-muzeologii-kak-chast-istorii-kultury-osnovnye-intellektualnye-paradigmy-razvitiya
  • Информационная культура музеолога : учебник для студентов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»; квалификация (степень) : бакалавр / Н. И. Гендина, Д. Д. Родионова, Е. В. Косолапова, Л. Н. Рябцева ; науч. ред. Н. И. Гендина ; Кемеров. гос. ин-т культуры. - Кемерово : КемГИК, 2022. - 227 с. - ISBN 978-5-8154-0650-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2050505
  • Информационные материалы Союза музеев России : к десятилетию Союза музеев России, , 2011
  • Кимеева, Т. И. Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия : учебное пособие / Т. И. Кимеева. — Кемерово : КемГИК, 2021. — 107 с. — ISBN 978-5-8154-0607-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/250658 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Курумчина, А. Э.  Социокультурные коммуникации. Проекты социальных трансформаций и всемирные выставки : учебное пособие для вузов / А. Э. Курумчина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10770-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517273 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Музеи России на рубеже тысячелетий : [нац. докл.], , 2011
  • Музей как третье место : материалы международной конференции в рамках проекта "Музей 15/24" : сборник методических материалов, , 2020
  • Системный бренд-менеджмент : учебник, Грошев И.В., Краснослободцев А.А., 2012
  • Удел кураторства. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней, Шуберт, К., 2016
  • Финансовые измерения корпоративнных стратегий. Стейкхолдерский подход : монография, Ивашковская, И. В., 2023

Авторы

  • Шестакова Екатерина Николаевна
  • Сизова Ирина Алексеевна