2024/2025





Качественный анализ социологических данных
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Соловьева Наталья Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными задачами и целями качественного анализа социологических данных, способами их достижения через освоение основных методов анализа (тематический, нарративный, дискурс анализ), а также принципами создания теоретических концепций по результатам качественного анализа данных (анализ фреймов и сценарный подход). В ходе курса студентам предлагается большое количество разнообразных практических заданий, направленных как на отработку полученных знаний и умений в области анализа данных, так и на методологическое обоснование выбранных инструментов исследования, а также разработку дизайна исследования, реализованного с помощью выбранной методологии.
Цель освоения дисциплины
- Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов
- Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (тематический анализ, нарративный анализ, конверсационный анализ, дискурс-анализ, анализ фреймов) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов фрагментам интервью и публичным текстам для создания теоретических обобщений.
Планируемые результаты обучения
- Выявляют коды при анализе качественных данных и объединяют их в «темы» во фрагменте интервью.
- Анализируют фрагменты интервью с применением триады Пирса.
- Выявляют в тексте интервью строки/секвенции/сюжеты.
- Оперируют понятиями "биографическая работа", "нарративное я", "конструирование прошлого".
- Применяют структурный подход Лабова для анализа нарративов.
- Применяют секвенциальный подход для анализа нарративов.
- Используют концепции структура разговора, социальное взаимодействие, контекст.
- Различают единицы разговора по Саксу, Щеглоффу, Джефферсону.
- Используют интент-анализ при изучении фрагментов разговоров.
- Создают дизайн исследования, включающего в себя конверсационный анализ данных.
- Используют концепции борьба дискурсов, дискурс как социальная практика, интертекстуальность, диспозитивы.
- Различают теории дискурсов Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н. Фэркло, SKAD Р. Келлера.
- Выделяют узловые точки текста, определяют отношения между ними, определяют агента высказывания.
- Анализируют специфику наполнения высказывания и способы производства значений в дискурсах: транзитивность, номинализация, партикуляция, функционализация.
- Анализируют социальную реальность с помощью определения существующих дискурсов.
- Оперируют понятиями практики, фреймы, репертуарные позиции и сценические действия, идеалтипические сценарии.
- Обосновывают авторскую позицию исследователя и возможные ограничения, связанные с ней.
- Выделяют репертуарные позиции и сценические действия на материалах качественных данных.
- Выделяют, описывают и дают наименования сценариям, обнаруженным на материалах качественных данных.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Тематический анализ качественных данных
- Тема 2. Нарративный анализ
- Тема 4. Дискурс-анализ
Элементы контроля
- Практика применения изученного метода в групповой самостоятельной работеВ течение курса студенты в группах практикуются анализировать интервью из своих баз данных с помощью изученных методов анализа: тематического (триада Пирса), нарративного (секвенциальный анализ с элементами подхода Лабова) и дискурс-анализа (практика двух подходов: критический и постструктуралистский анализ). После разбора каждого методологического подхода на семинаре студенты в группах анализируют выбранные тексты, составляют презентацию работы и демонстрируют ее на последующем занятии.
- Работа на семинарских занятияхАктивность студентов на семинарских занятиях оценивается следующим образом: за присутствие на семинаре ставится 1 балл, за активную работу (участие в обсуждении, практической работе, комментирование работы коллег) - 2 балла.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.8 * Практика применения изученного метода в групповой самостоятельной работе + 0.2 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hühn, P. (2009). Handbook of Narratology. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293649
- Schmid, W. (2010). Narratology : An Introduction. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=390996
- YERLIKAYA, T. (2019). Critical Discourse Analaysis and Social Media: New Apporoaches in Critical Discourse Analysis Studies. Igdir University Journal of Social Sciences, 18, 193–209.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Auerbach, C. F., & Silverstein, L. B. (2003). Qualitative Data : An Introduction to Coding and Analysis. NYU Press.
- Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574
- Charteris-Black, J. (2014). Analysing Political Speeches : Rhetoric, Discourse and Metaphor. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453945
- Flick, U., Scott, W., & Metzler, K. (2014). The SAGE Handbook of Qualitative Data Analysis. London, [England]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799015