2024/2025
История идей
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Зенкин Сергей Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс, предназначенный для магистрантов второго года обучения, должен дать слушателям представление об историческом характере идейного развития, рассматриваемого не как однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а как сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм. Теоретический обзор основных методов интеллектуальной истории будет сопровождаться практическими опытами применения этих методов, в особенности на материале текстов художественной литературы и науки о ней.
Цель освоения дисциплины
- − создание представления об историческом характере идейного развития, представляющего собой не однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм;
- − создание представления о становлении самой истории идей (или интеллектуальной истории) как дисциплины и об ее основных школах и направлениях;
- − развитие навыков критического мышления, умения выделять сильные и слабые стороны разных исторических идей и научных школ;
- − практическое освоение методов исторического исследования идей.
Планируемые результаты обучения
- Магистранты анализируют классические труды по теоретической герменевтике, выделяют их основные понятия.
- Магистранты анализируют работы кембриджской школы, соотносят ее методологию с теорией речевых актов в аналитической философии.
- Магистранты владеют методом социально-исторического исследования «истории интеллектуалов», знают базовые теоретические труды в этой области.
- Магистранты знают классические труды по интеллектуальной истории, эпистемологические принципы этой дисциплины.
- Магистранты знают основные труды Фуко по интеллектуальной истории, владеют его базовыми понятиями.
- Магистранты освоили понятие идеологии, его историю и методы критического анализа идеологий.
- Магистранты различают разные определения «идеи», описывают исторические предпосылки ее нового понимания, требующего исторического подхода.
- Магистранты умеют вычленять абстрактные идеи в произведениях литературы и искусства, понимают специфику их бытования в художественном дискурсе.
- Магистранты освоили основные принципы деконструкции применительно к истории идей, методику поиска недиалектических противоречий в теоретических построениях.
- Магистранты практически освоили исторический анализ идей гуманитарных наук, прежде всего филологии.
- Магистранты уяснили себе новое состояние культуры, где атомарные «идеи» входят в состав более сложных формаций. (дискурсов, идеологий и т.д.).
- Магистранты понимают взаимоотношения между историей философии и междисциплинарной историей идей, знают о философских концепциях, по-новому определяющих «идею» и «понятие».
Содержание учебной дисциплины
- Идеи, их производство и циркуляция как предмет исторического изучения.
- Историческая герменевтика
- Англосаксонская традиция интеллектуальной истории
- Кембриджская школа истории идей
- Археология знания Мишеля Фуко
- Деконструкция - метод радикальной анти-герменевтики
- Интеллектуальная история как «история интеллектуалов»
- История идей и философия
- . История идей и политика
- История идей и искусство
- История идей и наука
- Современность – «безыдейная» эпоха?
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в форме собеседования. Магистранту предлагается один общий вопрос для более подробного изложения, а также ряд коротких вопросов на знание основных понятий и концепций; такие дополнительные вопросы не требуют развернутого ответа. При оффлайн-экзамене экзаменующийся получает время для подготовки к ответу на основной вопрос; при онлайн-экзамене без прокторинга длительная подготовка не предусмотрена (дается максимум 1 минута, чтобы собраться с мыслями), зато основной вопрос разбивается экзаменатором на ряд более частных вопросов, задаваемых по ходу собеседования; тем самым экзаменатор «ведет» экзаменуемого по плану ответа и не может поставить ему в вину упущение какого-либо пункта.
- ФорумНа консультативном форуме магистранты выступают с краткими (до 100 слов) отзывами о прочитанном/просмотренном по курсу, при необходимости снабжая их ссылками на обнаруженные в ходе подготовки к семинарам тексты и иные материалы, задают вопросы, высказывают сомнения и возражения преподавателям, читают и комментируют сообщения других участников форума. Записи на форуме доступны всем слушателям и преподавателям дисциплины, их чтение рассматривается как обязанность слушателей. Количество и качество записей на форуме оцениваются преподавателям в конце курса согласно критериям.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари , перевод с французского С. Зенкина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 261 с. — ISBN 978-5-8291-3580-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133268 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804
- Старобинский, Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры : сборник научных трудов / Ж. Старобинский , составитель С. Н. Зенкин , перевод с французского Е. П. Васильевой [и др.]. — Москва : Языки славянских культур, 2002 — Том 1 — 2002. — 496 с. — ISBN 5-94457-002-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136886 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Reinhart Koselleck. (2004). Futures Past : On the Semantics of Historical Time. Columbia University Press.
- Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012
- Барт, Р. Мифологии / Р. Барт , перевод с французского С. Н. Зенкина. — 5-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019. — 251 с. — ISBN 978-5-8291-2326-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133251 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Деррида, Ж. Письмо и различие : сборник научных трудов / Ж. Деррида , перевод с французского Д. Ю. Кралечкина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-3347-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133270 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- История и типология русской культуры, Лотман, Ю.М., 2002
- Предательство интеллектуалов - 978-5-91603-024-2 - Бенда Ж. - 2009 - Челябинск: Социум - https://ibooks.ru/bookshelf/350894 - 350894 - iBOOKS