2024/2025




Самообучение и управление личными знаниями
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Кафедра венчурного менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Платонова Юлия Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В век информационного изобилия получение знаний кажется естественным и простым.Однако, на практике многие оказываются в ситуации сложного выбора, сопровождающегося вопросами:- какие знания мне нужны?- для достижения каких целей?- где и как я буду искать информацию?- как из всего информационного потока выбрать то, что позволяет сформировать нужное мне знание?- как мне преобразовать информацию в свое знание?- как мне задокументировать знание и сохранить его для применения в будущем?- как мне применять свое знание на практике?- как передать свое знание другим?Это тот перечень вопросов, отвечать на которые вы научитесь на курсе "Самообучение и управление личными знаниями". Курс разработан с опорой на дисциплины менеджмента знаний, когнитивной психологии и андрагогики. В курсе используются техники целеполагания, управления проектами, самокоучинга, обучения через обратную связь друг от друга. Курс имеет сугубо практическую направленность и будет полезен тем, кто:- постоянно учится и хочет научиться учиться более эффективно, - сталкивается со сложностью применения своих знаний на практике, - не может найти время и силы на непрерывное самообучение, - хочет понять, чему стоит учиться сейчас, а получение каких знаний можно отложить на потом. На курсе вы узнаете, что такое хьютагогика, непрерывное самообучение, формальное и неформальное обучение, самонаправленное обучение (self-directed learning), метакогнитивные стратегии обучения. В результате обучения на курсе вы сможете:- формулировать цель самообучения, - проводить аудит личных знаний, - разрабатывать план самообучения, - документировать и сохранять знания,- подбирать современные технические решения для управления личными знаниями,- проводить мониторинг эффективности самообучения, - делиться своими знаниями, применять различные средства репрезентации знаний,- учиться не только с преподавателем, самостоятельно, но и в профессиональных сообществах.При обучении на курсе предполагается выполнение индивидуальных практических заданий, участие в обсуждении актуальных вопросов самообучения в синхронном и асинхронном формате.Однако, на практике многие оказываются в ситуации сложного выбора, сопровождающегося вопросами:- какие знания мне нужны?- для достижения каких целей?- где и как я буду искать информацию?- как из всего информационного потока выбрать то, что позволяет сформировать нужное мне знание?- как мне преобразовать информацию в свое знание?- как мне задокументировать знание и сохранить его для применения в будущем?- как мне применять свое знание на практике?- как передать свое знание другим?Это тот перечень вопросов, отвечать на которые вы научитесь на курсе "Самообучение и управление личными знаниями". Курс разработан с опорой на дисциплины менеджмента знаний, когнитивной психологии и андрогогики. В курсе используются техники целеполагания, управления проектами, самокоучинга, обучения через обратную связь друг от друга. Курс имеет сугубо практическую направленность и будет полезен тем, кто:- постоянно учится и хочет научиться учиться более эффективно,- сталкивается со сложностью применения своих знаний на практике,- не может найти время и силы на непрерывное самообучение,- хочет понять, чему стоит учиться сейчас, а получение каких знаний можно отложить на потом.На курсе вы узнаете, что такое хьютагогика, непрерывное самообучение, формальное и неформальное обучение, самонаправляемое обучение (self-directed learning), метакогнитивные стратегии обучения.В результате обучения на курсе вы сможете:- формулировать цель самообучения,- проводить аудит личных знаний,- разрабатывать план самообучения,- подбирать эффективные стратегии обучения в соответствии с целью обучения,- подбирать современные технические решения для управления личными знаниями,- делиться своими знаниями, применять различные средства репрезентации знаний,- учиться не только с преподавателем, самостоятельно, но и в профессиональных сообществах.При обучении на курсе предполагается выполнение индивидуальных практических заданий, участие в обсуждении актуальных вопросов самообучения в синхронном и асинхронном формате.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - познакомить обучающихся с современными концепциями непрерывного самообучения, научить применять инструменты управления личными знаниями для достижения цели, связанной с самообучением.
Планируемые результаты обучения
- Обучающийся дает определение понятиям самонаправленного и саморегулируемого обучения, управления личными знаниями.
- Обучающийся применяет инструменты аудита и картирования явных и неявных знаний.
- Обучающийся разрабатывает план приобретения знаний для достижения цели самообучения
- Обучающийся определяет стратегии самообучения в соответствии с целью самообучения и планом приобретения знаний.
- Обучающийся разрабатывает шаблон для создания базы личных знаний.
- Обучающийся выявляет барьеры, мешающие применять знания на практике.
Содержание учебной дисциплины
- Современные концепции непрерывного самообучения
- Аудит личных знаний для достижения цели самообучения
- Приобретение знаний при самообучении
- Эффективные стратегии самообучения
- Сохранение личных знаний для повторного использования
- Применение и распространение личных знаний
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Итоговый тест + 0.35 * Проект по управлению личными знаниями + 0.35 * Участие в практических занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- #Онлайф : как учить и учиться в онлайне, Скорочкина, Т., 2022
- Anthonysamy, L., Ah Choo, K., & Soon Hin, H. (2021). Investigating Self-Regulated Learning Strategies for Digital Learning Relevancy. Malaysian Journal of Learning and Instruction, 18(1), 29–64.
- Bingham, T., Pink, D. H., & Conner, M. L. (2015). The New Social Learning : Connect, Collaborate, Work. Association For Talent Development.
- Burnett, S., Williams, D., & Illingworth, L. (2013). Reconsidering the Knowledge Audit Process: Methodological Revisions in Practice. Knowledge & Process Management, 20(3), 141–153. https://doi.org/10.1002/kpm.1414
- Caruso, S. J. (2017). A Foundation for Understanding Knowledge Sharing: Organizational Culture, Informal Workplace Learning, Performance Support, and Knowledge Management. Contemporary Issues in Education Research, 10(1), 45–52. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1126832
- David J. Pauleen, & G.E. Gorman. (2011). Personal Knowledge Management : Individual, Organizational and Social Perspectives. Routledge.
- Endang Susantini, Rinie Pratiwi Puspitawati, Raharjo, & Husfina Lailiyatus Suaidah. (2021). E-book of metacognitive learning strategies: design and implementation to activate student’s self-regulation. Research and Practice in Technology Enhanced Learning, 16(1), 1–17. https://doi.org/10.1186/s41039-021-00161-z
- Hariri, H., Karwan, D. H., Haenilah, E. Y., Rini, R., & Suparman, U. (2021). Motivation and Learning Strategies: Student Motivation Affects Student Learning Strategies. European Journal of Educational Research, 10(1), 39–49.
- Kasalak, G., & Dagyar, M. (2020). University Student Satisfaction, Resource Management and Metacognitive Learning Strategies. Teachers and Curriculum, 20(1), 73–85.
- Linkous, H. M. (2021). Self-Directed Learning and Self-Regulated Learning: What’s the Difference? A Literature Analysis. American Association for Adult and Continuing Education, 2020.
- Liudmila V. Kashirskaya, Alexey A. Sitnov, Dilmurod Аsh. Davlatzoda, & Tatiana M. Vorozheykina. (2020). Knowledge audit as a key tool for business research in the information society. Entrepreneurship and Sustainability Issues, 3, 2299.
- Lloyd Davies. (2016). Informal Learning : A New Model for Making Sense of Experience. Routledge.
- Michael A. Kolitsky. (2020). Retrieval practice enhances online learning in academic courses. E-Mentor, 66(2), 47–53. https://doi.org/10.15219/em84.1464
- Nobre, Â. (2018). From Organisational Knowledge Management to Personal Knowledge Management - Reflecting and Researching Ongoing Management Practice: exploring the way we think through semiotics – how signification processes determine action patterns.
- Pauleen, D. (2009). Personal Knowledge Management. Emerald Group Publishing.
- Rezvan Hosseingholizadeh, Atefeh Sharif, & Masoumeh Kouhsari. (2018). PKM Tools for Developing Personal Knowledge Management Skills among University Students. International Journal of Information Science and Management, 16(1).
- Rutherford, S. (2017). Informal Learning : Perspectives, Challenges, and Opportunities. Nova Science Publishers, Inc.
- Self-directed learning in problem-based learning and its relationships with self-regulated learning. (2008). Educational Psychology Review, 20(4), 411–427. https://doi.org/10.1007/s10648-008-9082-7
- Sung, S. Y., & Choi, J. N. (2019). Effects of Diversity on Knowledge Sharing and Creativity of Work Teams: Status Differential Among Members as a Facilitator. Human Performance, 32(3/4), 145–164. https://doi.org/10.1080/08959285.2019.1639712
- van de Lint, R., & Bosman, M. (2019). 69 Mnemonics versus Cramming. Learning Can Be Effective, Efficient and Fun. A Systematic Review Studying Memorization Techniques in Education. CNS Spectrums ; Volume 24, Issue 1, Page 212-212 ; ISSN 1092-8529 2165-6509. https://doi.org/10.1017/s1092852919000543
Рекомендуемая дополнительная литература
- Безграничный разум : учиться, учить и жить без ограничений, Боулер, Дж., 2020