Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Язык японского кинематографа

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Кинематограф был завезен в Японию в конце XIX века и быстро приспособлен к культурным особенностям страны, однако несмотря на существенное влияние традиционного японского театра, литературы и живописи, кино в Японии во многом продолжает ассоциироваться с культурно-эстетическим влиянием Запада. Встрече японцев с киноаппаратом предшествовало их знакомство с телескопом, фотоаппаратом, микроскопом, камерой-обскурой, волшебным фонарем, другими западными изобретениями. Распространение этих приборов способствовало установлению в Японии ассоциативной связи между странами Запада и процессами механизации оптики. Запад ассоциировался с позицией квалифицированного наблюдателя, обладающего высокими технологиями «видения»; Япония же являлась объектом «взгляда», ей отводилась роль «рассматриваемого». Как повлияла эта динамика на развитие японского кинематографа, телевидения, других экранных искусств? Как меняются представления о «взгляде Запада» в связи с глобализацией кино- и медиаиндустрии, а также в связи с переходом к цифровым технологиям? Предлагает ли популярная во всем мире японская мультипликация анимэ некую особую модель видения? Ответы на эти и другие вопросы дает наш вводный курс по истории японских медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний об исторических и стилистических особенностях развития японского кинематографа.
  • Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала.
  • Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области сравнительной культурологии, истории и теории кинематографа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы развития кинематографа в Японии.
  • Знать основные этапы развития кинематографа в Японии;
  • Обладать терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых японских фильмов в их историческом и социокультурном контексте.
  • Понимание специфики взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
  • Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
  • Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами японской массовой и медиа-культуры.
  • Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа.
  • Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социально-политические движения и кинематограф на рубеже 1950-х - 1960-х гг.
  • Творчество Осима Нагиса.
  • Документальный кинематограф и телевидение.
  • Якудза: кинематограф и криминальный мир Японии
  • Творчество Китано Такэси.
  • Японская анимация
  • Международный феномен "J-Horror"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
    Работа на семинаре
  • неблокирующий Практическое задание по письменному переводу
    Эссе/перевод на выбранную тему
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Практическое задание по письменному переводу + 0.5 * Семинарская активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Colette Balmain, Introduction to Japanese Horror Film
  • Mitsuyo Wada-Marciano, Japanese Cinema in the Digital Age
  • Thomas Lamarre, Anime Machine : A Media Theory of Animation

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Scott Nygren, Time Frames : Japanese Cinema and the Unfolding of History

Авторы

  • Родин Степан Алексеевич
  • Фёдорова Анастасия Александровна