• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Археология Восточного Средиземноморья и Анатолии

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс состоит из двух связанных между собой блоков. Предметом первого блока курса является совокупность археологических исследований и находок на территории современных Сирии, Палестины, Аравии бронзового и железного века, античности. Мы ставим перед собой цель познакомить студентов с историей исследования памятников, базовыми археологическими комплексами, в частности, Рас-Шамра (Сирия), Иерихон, Иерусалим, Мегиддо, Самария, Лахиш, Асор (Палестина, Израиль), актуальной проблематикой и основными мировыми научными школами (в том числе мультидисциплинарные проекты в горах Негева, районе Иордана (Баб эд-Дра), Хирбет-Искандере). Предметом второго блока является совокупность археологических исследований и находок на территории современного Египта, относящиеся к эпохе додинастического периода, Раннего, Древнего, Среднего, Нового царств, а также Позднего периода (правления фараонов ХХVI–ХХХ династий (664–343 гг. до н.э.). В рамках курса будут рассмотрены базовые поселенческие и погребальные археологические комплексы в Дельте Нила (Бубастис, Саис) и Центральном Египте (Мемфис, Фивы, Карнак, Луксор, Гизэ, Саккара). Мы хотим ознакомить студентов с историей исследования памятников, базовыми археологическими комплексами, актуальной проблематикой и основными мировыми научными школами. Весь курс тесно связан с дисциплинами, освещающими другие великие земледельческие цивилизации древности – археологией Ирана и Средней Азии, Индийского субконтинента и юго-восточной Азии, Дальнего Востока, Месопотамии, а также позднеантичной и ранневизантийской археологией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент знает историю археологических исследований, основы хронологии и периодизации, основные памятники и находки (структура поселений, керамика, архитектура, погребения, искусство), общий ход развития человеческих сообществ, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, решаемые на археологическом материале – для каждого из рассматриваемых регионов и периодов.
  • Студент умеет интерпретировать археологические источники для поисков решения указанных выше научных проблем, понимать и критически оценивать научную литературу, учитывать влияние идеологической и политической составляющей на археологическую методологию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Исследованы отличительные особенности греко-римского периода в Египте на основе археологических памятников. Студенты познакомились с историей подводно-археологических исследований в Александрии.
  • На основе археологических источников проанализированы особенности древнеегипетского урбанизма. Рассмотрены следующие археологические комплексы: Заупокойный комплекс Джосера в Саккаре, Пирамида Хуфу, комплекс Хафра и Сфинкс и другие.
  • Особенности социально-экономического развития Египта эпохи Нового Царства проанализированы на основе нарративных и археологических источников. Рассмотрены следующие памятники: пирамидный комплекс Яхмоса I в Абидосе, заупокойный храм Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан, колоссы Мемнона. Проанализированы археологические свидетельства реформы Аменхотепа IV. Студенты познакомились с историей археологического исследования гробницы Тутанхамона.
  • Проанализированы археологические памятники эпохи: храм Амона, гробница Псусеннеса I, Серапеум Саккары. Исследованы отличительные особенности кушитских царских гробниц.
  • Проанализированы археологические свидетельства палеолита в Египте. Рассмотрены археологические культуры Нижнего Египта (Меримде, Фаюм А, Эль-Омари). Среднего и Верхнего Египта (Бадари, Тарифская культура), буто-маадийский культурный комплекс, археологические культуры Нагада I-II.
  • Проанализированы археологические свидетельства реурбанизации и образования новых государств на территории Филистии, Иудеи и Израиля, Заиорданья, образования финикийских городов и финикийской колонизации Средиземноморья. Проанализирована корреляция этих свидетельств с библейскими преданиями.
  • Рассмотрена история изучения археологических памятников данного периода. Проанализированы результаты исследования особенностей социально-экономического развития Египта эпохи Среднего царства на основе археологических данных.
  • Рассмотрена концепция неолитической революции в западной части Плодородного Полумесяца.
  • Рассмотрены археологические памятники II тысячелетия из Эблы, Библа, Катны, Хацора, Ашкелона. Студенты ознакомились с письменными источниками эпохи из Египта и Месопотамии («тексты проклятий», архивы Мари и др.)
  • Рассмотрены археологические свидетельства «катастрофы бронзового века» и деурбанизации Восточного Средиземноморья.
  • Рассмотрены подходы к периодизации истории Древнего Египта. Проанализированы основные проблемы изучения Древнего Египта.
  • Рассмотрены поселения Бейда, Телль-Асвад, Айн-Газаль. Студент познакомился с социокультурными последствиями неолитизации
  • Рассмотрены проблемы первой урбанизации и и политогенеза в Восточном Средиземноморье. Студенты познакомились с археологическими находками из следующих поселений: Хама, Мегиддо, Телль-эль-Фара, Ярмут, Арад, Эбла.
  • Студент ознакомился с концепциями и теориями, связанными с изучением появления человека в Западной Азии. Рассмотрены особенности палеолита в Западной Азии.
  • Студент ознакомился с темой "Введение в археологию Восточного Средиземноморья"
  • Студенты ознакомились с археологическими свидетельствами кризиса и миграции середины II тыс. в рассматриваемом регионе. "Международная эпоха" одновременно исследуется и через призму свидетельств из архивов Амарны, Хаттусы, Угарита, Катны и др.
  • Студенты ознакомились с развитием основных археологических памятников региона - Мариб, Тимна, Шабва. Проанализирована этнолингвистическая ситуация в древней Аравии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в археологию Восточного Средиземноморья
  • Появление человека и палеолит в Западной Азии.
  • Эпипалеолит и неолитическая революция в западной части Плодородного Полумесяца.
  • Неолит и халколит Восточного Средиземноморья.
  • Ранний бронзовый век в Восточном Средиземноморье
  • Средний бронзовый век в Восточном Средиземноморье
  • Поздний бронзовый век в Восточном Средиземноморье
  • Железный век I в Восточном Средиземноморье
  • Железный век II-III в Восточном Средиземноморье
  • Археология древней Аравии
  • Введение в археологию и историю Древнего Египта
  • Доисторический Египет
  • Эпоха Древнего Царства
  • Среднее царство и II переходный период
  • Новое царство
  • III Переходный и Поздний периоды
  • Греко-римский Египет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Самостоятельные работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kemp, Barry J. Ancient Egypt : Anatomy of a Civilisation. Ed.: 2nd ed. London : Routledge. 2006
  • Title: A Companion to the Archaeology of the Ancient Near East Author: Potts, D. T ISBN: 978-1-4051-8988-0 978-1-4443-6078-3 978-1-118-36258-7 978-1-280-58586-9 978-1-4443-6076-9 978-1-4443-6077-6 978-1-4443-6079-0 978-1-78268-676-7 Publisher Information: John Wiley & Sons Incorporated Resource Type: Book Subjects: Social Sciences & Humanities (General) Category: SOCIAL SCIENCE / Archaeology

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Title: The Neolithic Revolution in the near East: Transforming the Human Landscape Author: Simmons, Alan H ISBN: 978-0-8165-2442-6 978-0-8165-2966-7 978-0-8165-0127-4 978-1-299-19180-8 Publisher Information: University of Arizona Press Resource Type: Book Subjects: Social Sciences & Humanities (General)

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Архипов Илья Сергеевич