Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Взаимодействие с современной семьей

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Слушатели узнают о роли взаимодействия семьи и образовательных институтов в благополучии учащихся; познакомятся с результатами исследований, раскрывающих особенности представлений и практики современных родителей; освоят ряд приемов коммуникации с родителям учеников; разработают программу взаимодействия с разными категориями семей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Узнать социально-демографические и психологические особенности современных родителей, вносящие вклад на их вовлечение в образование своих детей Овладеть навыками продуктивной коммуникации с родителями обучающихся Научиться анализировать условия, необходимые для построения коммуникации с семьями, обладающими различными характеристиками
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Созданы условия для формирования представления о необходимости взаимодействия педагога с семьями обучающихся.
  • Получение представлений о разнообразии моделей взаимодействия семьи и образовательной организации. Создание условий для рефлексии разнообразия групп родителей и их запроса по отношению к взаимодействию со школой.
  • Создано представление о социально-демографических и психологических особенностях современных родителей
  • Создание условий для рефлексии меры расхождения и единства в представлениях педагогов и родителей
  • Создать условия для освоения навыков продуктивной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Роль семьи в построении образовательной траектории современного ребенка и подростка
  • Модели взаимодействия образовательной организации и семьи
  • Портрет современного родителя
  • Сходства и различия в представлениях педагогов и родителей.
  • Навыки продуктивной коммуникации с родителями обучающихся
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Программа мероприятий по повышению родительской вовлеченности в образование
    Разделившись на подгруппы по 2-4 человека, студенты готовят программу или перечень мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия с определенной группой родителей обучающихся. Программа или перечень мероприятий оформляются в виде презентации и представляется для общего обсуждения на занятии.
  • блокирующий Анализ фильма про родительство
    Проанализировать художественный фильм из предложенного списка или выбранный самостоятельно, выделить образ родителя, его функции, его представления, воспитательные практики, отношения с образовательной организацией
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.4 * Анализ фильма про родительство + 0.6 * Программа мероприятий по повышению родительской вовлеченности в образование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Верещагина, А. В., Молодая семья в России в условиях демографического кризиса : монография / А. В. Верещагина, А. В. Рачипа, С. И. Самыгин, Л. И. Щербакова. — Москва : Русайнс, 2020. — 126 с. — ISBN 978-5-4365-1419-2. — URL: https://book.ru/book/934788 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Дергаева, С. С. Children, parents, school : учебно-методическое пособие / С. С. Дергаева. — Архангельск : САФУ, 2019. — 118 с. — ISBN 978-5-261-01366-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161853 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Материнство : новые дискурсы, проблемы, практики, , 2023
  • Материнство: новые дискурсы, проблемы, практики [Текст] : коллект. моногр. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 978-5-7598-2891-4 - Поливанова К. Н., Сивак Е. В., Михайлова Я. Я. [и др.] - 2023 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/392823 - 392823 - iBOOKS
  • Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
  • Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., & Шакарова М. А. (2013). Что Могут Рассказать О Современных Детях Их Чтение И Игры. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 283. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2013i4p283.299
  • Психологическое обследование семьи : учеб. пособие для вузов, Лидерс, А. Г., 2007
  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для вузов, Карабанова, О. А, 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гарантии женщинам и работникам с родительскими обязанностями: консультации по предоставлению и ре... : практ. пособие, Покровская М.М., 2007
  • Гендерные аспекты детско-родительских отношений : учеб. пособие, Араканцева, Т. А., 2006
  • Детско - родительские отношения как условие развития личной профессиональной перспективы в старше... : автореф. дис. ... канд.психологических наук: 19.00.13, Коньшина, Т. М., 2018
  • Психологическое обследование семьи : учебное пособие - практикум, Лидерс, А. Г., 2015
  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для вузов, Карабанова, О. А, 2005
  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учеб. пособие, Карабанова О.А., 2006
  • Родительство как психологический феномен : учеб. пособие, Овчарова, Р. В., 2006

Авторы

  • Нисская Анастасия Константиновна