2024/2025
Психотерапия семьи, воспитывающей ребёнка с особыми нуждами
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для направления 030300.68 специализации «Системная семейная психотерапия» она является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Клиническая и специальная психология», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология современной психологии», «Трансгенерационный подход», «Конструктивистские подходы в системной терапии семьи». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:знание дизонтогенеза; знание закономерностей переживания утраты и травмы;знание структурных, динамических и исторических характеристик семейной системы; владение диагностикой семейной системы; знание эмоциональных процессов, протекающих в семейной системе и оказывающих влияние на ее функционирование; умение диагностировать эти процессы; знание теоретических основ конструктивистского подхода в психотерапии семьи; знание методов психотерапевтической работы с семейной системой. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:«Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», НИС, «Квалификационная практика».
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья» являются: знакомство с психологическими особенностями и структурой семьи, имеющей ребенка с особенностями развития; обучение практическим навыкам работы с данной категорией семей в рамках системного подхода в психотерапии.
Планируемые результаты обучения
- Владеет практикой психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
- Знает особенности сеттинга при работе в клинике. Умеет вступать в контакт с семьей.
- Знает особенности структуры семьи, имеющей ребенка с тяжелым заболеванием; основные группы трудностей.
- Знает с историческую ретроспективу и философские подходы к понимаю природы отношения человека к дефекту.
- Знает цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
- Знаком с особенностями культурно обусловленных реакций на нарушения у детей.
- Знаком с особенностями профильного заболевания (в зависимости от базы практики)
- Понимает особенности переживания семьей заболевания ребенка.
- Понимает особенности проживания горя в ситуации тяжелой болезни ребенка.
- Понимает принципы взаимодействия команды специалистов и семьи.
- Понимает социально-экологическую модель и ее значение для работы с данной категорией семей; а также модель Ролланда.
Содержание учебной дисциплины
- Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии в исторической ретроспективе. Философские подходы к пониманию природы человеческого отношения к дефекту.
- Семейная система. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера. Основные понятия. Модель приспособления семьи Джона Ролланда.
- Переживание горя – борьба между мечтой и реальностью. Препятствия в проживании горя.
- Известие о нарушениях у ребенка: первые реакции. Младенчество. Детство и юность. Типология адаптации к заболеванию.
- Влияние на семью как систему. Основные трудности семьи: эмоциональные, функциональные, социальные, финансовые. Структура семьи. Дисфункциональная семейная динамика.
- Цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья. Препятствия на пути к эффективной помощи.
- Практика психологической помощи семье, имеющей ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья.
- Взаимодействие команды помогающих специалистов и семьи.
- Особенности сеттинга в случае работы в клинике. Тренинг вступления в контакт с семьей в условиях клиники.
- Особенности профильного заболевания (в зависимости от базы практики)
- Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей.
Элементы контроля
- аудиторная работаоценивается работа студентов на лекционных и семинарских занятиях
- Письменный экзаменПисьменные ответы на экзаменационные вопросы