• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Практическая текстология: персидский язык

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Классический персидский язык – это язык, на котором написан весь корпус текстов классической поэзии и прозы персов и таджиков (X – XV вв.); на его основе развился современный литературный персидский язык; он является преемником среднеперсидского и древнеперсидского языков и первым этапом в историческом развитии новоперсидского языка. В настоящее время классический персидский описан лингвистами-иранистами как особый язык, имеющий целый ряд системных отличий от современного в области фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики. Лишь фундаментальное изучение классического персидского в теоретическом и практическом аспектах позволяет учащимся специализироваться в области иранской филологии, для которой корпус текстов на классическом персидском является одной из важнейших источниковедческих баз.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - чтение и понимание памятников словесности, включая литературные произведения (поэзия и проза), исторические хроники, религиозные и философские сочинения, трактаты по традиционным наукам;
  • Научить студента читать, переводить и комментировать тексты на классическом персидском языке в пределах изученной общелитературной и специальной тематической лексики.
  • - развитие навыков филологического анализа текста;
  • Чтение и понимание памятников словесности, включая литературные произведения (поэзия и проза), исторические хроники, религиозные и философские сочинения, трактаты по традиционным наукам;
  • - развитие навыков перевода текстов;
  • Развитие навыков филологического анализа текста;
  • - развитие навыков комментирования перевода;
  • Развитие навыков перевода текстов.
  • - аннотирование и реферирование различных типов памятников словесности.
  • Развитие навыков комментирования перевода.
  • Аннотирование и реферирование различных типов памятников словесности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты могут самостоятельно прочитать и перевести текст средней степени сложности на классическом персидском языке; могут определить по толковому персидско-персидскому словарю нужное лексическое значение, подходящее по контексту.
  • Студенты научаются писать транскрипцию-транслитерацию для классических текстов, определять метр и рифму стиха.
  • Студенты определяют и понимают глагольные формы и узнают словообразовательный глагольный тип, отсутствующие в современном языке.
  • Студенты определяют самостоятельно в текстах классической поэзии и прозы пройденные глагольные формы, понимают отличия употребления этих форм в современном и классическом языке.
  • Студенты понимают отличия в классическом языке определительной конструкции, сложных предложений с придаточными условия; узнают предлоги, отсутствующие в современном языке.
  • Студенты понимают отличия употребления местоимений в современном и классическом языке.
  • Студенты приводят отличия употребления местоименных энклитик в современном и классическом языке.
  • Студенты приводят отличия употребления послелога -rā и глагольных форм с префиксом bi- в современном и классическом языке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2: Глагольные и именные категории
  • Тема 3: Глагольные и именные категории (продолжение)
  • Тема 8: Союзы
  • Тема 4: Местоименные энклитики
  • Тема 5: Структурные типы глагола
  • Тема 1: Введение; Основы традиционных наук о метрике и рифме персидского стиха
  • Тема 6: Местоимения
  • Тема 7: Предлоги
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на занятиях
    Оценивается работа студента на занятиях.
  • неблокирующий домашние задания
    в качестве домашних заданий выдаются тексты для перевода или запись стихов в транскрипции с соблюдением метра
  • неблокирующий экзамен
    на экзамене студент получает текст, который он должен прочитать и перевести
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * домашние задания + 0.1 * домашние задания + 0.3 * работа на занятиях + 0.3 * работа на занятиях
  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * домашние задания + 0.4 * работа на занятиях + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.
  • Soheili, A. (2019). Further Developments in Persian Linguistic Scholarship. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084363
  • Windfuhr, G. (1979). Persian Grammar : History and State of Its Study. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=560992
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010
  • Учебник персидского языка : для 1-го года обучения, Иванов, В. Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Об античной поэзии: поэты, поэтика, риторика, Гаспаров, М. Л., 2000
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
  • Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия, , 2002
  • Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002

Авторы

  • Арманд Елена Евгеньевна
  • Алонцев Максим Альбертович
  • Никитенко Евгения Леонидовна
  • Чалисова Наталья Юрьевна