• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Предприниматели и органы публичной власти в России: политика отношений и ее правовое регулирование

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс: «Предприниматели и органы публичной власти в России» имеет междисциплинарное содержание, поскольку в его тематику входят институты различных отраслей знаний, а также направлен на изучение правового подхода к анализу взаимоотношений предпринимателей и органов публичной власти.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – выработать навыки юридического анализа различных форм (институтов) взаимодействия предпринимателей и государства по основным институтам социально-экономических и политических отношений, определения баланса и дисбаланса в соответствующих правоотношениях и путей его устранения.
  • Получение студентами компетенций, позволяющих применять законодательство о взаимодействии предпринимателей и органов власти для разрешения споров и коллизий, а также формулировать рекомендации об изменении и дополнении законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • воспроизводит правовые формы взаимодействия бизнеса и власти, порядок их реализации и проблемы, с ней связанные, конституционно-правовые основы соответствующих общественных отношений
  • оценивает нормативные правовые акты и практику форм взаимодействия предпринимателей и органов власти, анализировать опыт контроля над предпринимательской деятельностью, комментировать и применять нормативные и неформальные нормы представительства частных интересов в деятельности публичных органов власти в соответствии Конституции РФ и законами
  • формулирует представление о формах участия предпринимателей в общественно-полезной деятельности, об отражении правового и реального взаимодействия бизнеса и государства на качестве функционирования системы государственной и муниципальной власти, реализации государственной политики, жизнедеятельности общества
  • использует навыки публичной дискуссии, презентации, подготовки правовых заключений, формирования правовых позиций по вопросам взаимодействия бизнеса и власти в России и зарубежных странах
  • подготавливает различного рода соглашений между органами власти и предпринимателям
  • оценивает ряд правовых явлений на предмет установления примата той или иной сферы регулирования: публично-правовой или частноправовой
  • находит и анализирует исторические правовые источники, которыми определялась экономическая политика государства и его отношение к предпринимателям
  • характеризует правовое регулирование о частно-государственном партнерстве в субъектах РФ и муниципальных образованиях
  • различает необходимые для правового регулирования этой сферы понятия: «полномочие», «функция», «отдельный государственный процесс», «публичный аутсорсинг», «передача полномочия» и др.
  • выделяет основания, при наличии которых можно будет утверждать, что саморегулирование в сфере предпринимательства способно ограничивать конституционную свободу предпринимательства
  • характеризует полномочия органов по вовлечению предпринимателей в экспертную деятельность
  • отличает лоббизм от иных отношений, которые собственно лоббизмом не являются: деятельность партий, экспертиза и др
  • выделяет правовые подходы и принципы, на основе которых определяется субъектный состав отношений предпринимателей и власти
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предприниматели и органы власти как субъекты регулируемых правом общественных отношений
  • Политико-правовые традиции в сфере взаимоотношений предпринимателей и власти в России
  • Государственно-частное партнерство
  • Передача государственных полномочий организациям
  • Саморегулирование как форма партнёрства предпринимателей и органов власти. Правовая природа актов саморегулирования
  • Социальная ответственность бизнеса
  • Экспертная деятельность предпринимателей
  • Лоббизм
  • Субъекты взаимоотношений бизнеса и власти. Новые формы разрешения конфликтов и споров
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Работа на семинаре + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия : Монография, Шохин, А.Н., 2011
  • Публичная собственность в России: конституционные основы, Мазаев, В. Д., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Власть, закон, бизнес, Моск. общ. науч. фонд, АНО "Проекты для будущего" ; Фак. права ГУ-ВШЭ ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров, 285 с., , 2005
  • Правовое положение коммерческой организации, учебное и научно-практическое пособие, под ред. Ю. А. Тихомирова ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 368 с., , 2001
  • Юридическое лицо публичного права, Чиркин, В. Е., 2009

Авторы

  • Александрова Елена Валерьевна
  • Масленникова Светлана Викторовна