• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Психология личностных расстройств

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Программа ориентирована на студентов без базового психологического образования, а также студентов-психологов, не знакомых с персонологическим форматом психологии личностных расстройств. Дисциплина направлена на то, чтобы сформировать представления о личностных расстройствах
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о психологии личностных расстройствах в контексте психодинамического подхода
  • обучение студентов пониманию относительности понятий «норма» и «патология»
  • формирование представления о психопрофилактике
  • обучение студентов навыку определять цели, задачи и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, социо-культуральных и индивидуально-психологических характеристик и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития
  • осуществление теоретического анализа проблем, связанных с дезадаптацией человека и расстройствами психики
  • формирование представлений о диагностических ориентирах личностных расстройств
  • формирование умений анализировать структуру расстройства личности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет представление о мазохистической (саморазрушающейся) организации личности
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с мазохистической (саморазрушающейся) организацией
  • имеет представление об основных концепциях личности и расстройств личности, феноменологии личностных расстройств
  • понимает междисциплинарный характер дисциплины, ее практическую значимость и прикладную направленность ее задач и исследований
  • знает историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности
  • прогнозирует изменения и оценивает их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельность индивида
  • прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельность индивида
  • обладает знаниями о первичных защитных процессах в психоаналитической диагностике личности
  • умеет ставить и решать профессиональные задачи в научно-исследовательской и практической деятельности
  • обладает знаниями о вторичных защитных процессах в психоаналитической диагностике личности
  • имеет представление о нарциссической организации личности
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с нарциссической организацией
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с шизоидной организацией
  • имеет представление о шизоидной организации личности
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с пограничной организацией
  • имеет представление о пограничной организации личности
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с параноидной организацией
  • имеет представление о параноидной организации личности
  • имеет представление о депрессивной и маниакальной организации личности
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с депрессивной организацией, личности с маниакальной организацией
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии с ОКР клиентом
  • имеет представление об обсессивной и компульсивной организации личности
  • имеет представление о истерической (гистрионной) организации личности
  • обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с истерической (гистрионной) организацией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятия «личностные расстройства», «личностные психопатологии», «расстройства характера», «аффективные расстройства», «нарушения поведения». Критерии «патологичности» личностной сферы. Факторы формирования расстройств личности.
  • Тема 2. Основные классические и современные психоаналитические концепции происхождения личностных расстройств.
  • Тема 3. Вопросы диагностики личностных расстройств. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики DSM-IV, МКБ-10.
  • Тема 4. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности симптоматических неврозов и неврозов характера нарциссической, пограничной и психотической личности.
  • Тема 5. Первичные защитные процессы в психоаналитической диагностике личности.
  • Тема 6. Вторичные защитные процессы в психоаналитической диагностике личности.
  • Тема 7. Нарциссическая организация личности. Дифференциальная диагностика. Перенос и контрперенос с нарциссическими клиентами. Ненси Мак-Вильямс, Отто Кернберг, Джеймс Мастерсон.
  • Тема 8. Пограничная организация личности. Перенос и контрперенос с пограничными клиентами. Дифференциальная диагностика. Джеймс Мастерсон, Отто Кернберг.
  • Тема 9. Шизоидная организация личности. Перенос и контрперенос с шизоидными клиентами. Дифференциальная диагностика. Джеймс Мастерсон, Ненси Мак- Вильямс.
  • Тема 10. Параноидная организация личности. Перенос и контрперенос с параноидными клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак- Вильямс.
  • Тема 11. Депрессивные и маниакальные организации личности. Перенос и контрперенос с депрессивными клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак-Вильямс.
  • Тема 12. Обсессивно и компульсивная организация личности. Перенос и контрперенос с ОКР клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак- Вильямс, Ричард Эрскин, Отто Кернберг.
  • Тема 13. Истерическая (гистрионная) организация личности. Перенос и контрперенос с гистрионными клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак- Вильямс.
  • Тема 14. Мазохистическая (саморазрушающаяся) личность. Перенос и контрперенос с мазохистическим клиентом. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак-Вильямс.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Клиническая психология : Учебник, Карвасарский, Б.Д., 2007
  • Личностные расстройства, Короленко, Ц. П., 2010
  • Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе: учеб. пособие, Мак-Вильямс, Н., 2001
  • Тяжелые личностные расстройства : cтратегии психотерапии, Кернберг, О. Ф., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология развития, Крайг, Г., 2002

Авторы

  • Исаева Анастасия Николаевна
  • Казанков Виталий Игоревич