• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Межкультурная коммуникация в странах Азии и Африки

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов 2 года магистратуры направления “Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений”, реализуется в онлайн формате. В данном курсе рассматривается, что такое культура и каковы культурные особенности стран Азии и Африки, как они проявляются в коммуникации, переговорах, межличностных и межгрупповых отношениях. Особое внимание уделяется овладению навыками, необходимыми для компетентного взаимодействия с представителями стран Азии и Африки, осуществления практико-ориентированных проектов в разных культурах. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 1 модуль. В рамках курса студенты будут вовлечены в решение кейсов, игровые и тренинговые упражнения, создание культурного профиля изучаемого региона, а также напишут пять промежуточных тестов и экзаменационный тест по итогам освоения дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения представителей стран Азии и Африки.
  • Освоение основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения, приобретение понимания культурно-психологических факторов, влияющих на индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения
  • Получение знания психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, представления о психологии миграций и аккультурации, межкультурном взаимодействии
  • Получение навыков эффективного взаимодействия с представителями культур стран Азии и Африки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает, что такое коммуникативная компетентность и какие факторы на ней сказываются
  • умеет формулировать и воспроизводить концепции, механизмы и закономерности взаимоотношения культуры и межличностной коммуникации
  • умеет объяснять культурные различия представителей стран Азии и Африки и их проявление в коммуникативном поведении и повседневной жизни
  • применяет знания об особенностях социокультурного, политического и религиозного контекста для решения поставленных задач, в том числе для решения стандартных кейсов
  • знает, как использовать техники эффективной коммуникации с представителями стран Азии и Африки
  • понимает способы развития собственной межкультурной компетентности и навыков кросс-культурного исследователя
  • способен оценивать последствия межкультурной коммуникации и аккультурации на личностном и групповом уровнях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Коммуникация и компетентность
  • Тема 2. Культура и общение
  • Тема 3. Переговоры и конфликты
  • Тема 4. Межкультурная компетентность
  • Тема 5. Межкультурные контакты и интеграция
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный тест
    В ходе освоения курса планируется проведение двух промежуточных тестов. Тест состоит из 10 закрытых вопросов по релевантным темам.
  • неблокирующий Участие в дискуссии
    Студент обязан добросовестно относиться к изучению материалов курса и уметь устно, в ходе семинарского занятия, пользоваться аргументацией из предлагаемой литературы и/или собственного научного опыта.
  • неблокирующий Экзамен
    Тест включает 31 вопрос, правильные ответы на 30 вопросов составляют 30 баллов, ответ на 31 вопрос составляет 10 баллов. Максимальный балл - 40.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.5 * Промежуточный тест + 0.25 * Участие в дискуссии + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hannawa, A. F., & Spitzberg, B. H. (2015). Communication Competence. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076677
  • Лебедева, Н. М.  Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 491 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02318-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432834 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Учебник : учебник / Т. Г. Стефаненко. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-7567-0731-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Holliday, A., Kullman, J., & Hyde, M. (2010). Intercultural Communication : An Advanced Resource Book for Students (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=476453
  • James McDougall, & Judith Scheele. (2012). Saharan Frontiers : Space and Mobility in Northwest Africa. Indiana University Press.

Авторы

  • Бульцева Мария Александровна
  • Коробочкина Алёна Валерьевна
  • Васильева Екатерина Дмитриевна