• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Теория и методы исторического исследования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

"Курс призван познакомить студентов с методологией работы современного историка. В лекционной части курса рассматриваются особенности методологии основных научных школ XX-XXI вв., развивавшихся и функционировавших в рамках ключевых направлений современной исторической науки - социальной истории и исторической антропологии, политической истории, экономической истории, исторической компаративистики, интеллектуальной истории и т.д. На семинарских занятиях студенты непосредственно осваивают основные исследовательские методы, применяемые историками в наши дни".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с актуальными историческими теориями и методами анализа исторических источников.
  • Выработка у студентов навыка работы с терминологическим аппаратом, применяемым в современных исторических исследованиях.
  • Формирование у студентов базовых практических умений, необходимых для самостоятельного анализа исторических источников.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные имена, направления и теоретические концепции, значимые с точки зрения современной исторической науки
  • осознавать границы применимости теоретических методов и уметь использовать эти методы в собственной исследовательской работе
  • осознавать специфику искусствоведческого и исторического методов анализа визуальных источников
  • свободно оперировать специфической терминологией исторического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как повествование и история как наука: два начала дисциплины (Геродот и Ранке).
  • Наследие позитивизма.
  • Школа Анналов: традиции и новые подходы.
  • Карло Гинзбург и Жан-Клод Шмитт
  • История понятий: подходы кембриджской и билефельдской школ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активность на семинарах подразумевает критическое изложение и обсуждение студентом текстов, предложенных для чтения в плане семинарского занятия.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий тестирование по материалам лекций и семинаров
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Эссе + 0.3 * тестирование по материалам лекций и семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глобальная история современной историографии, Иггерс, Г., 2012
  • Методология истории, Лаппо-Данилевский, А. С., 2013
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Апология истории или ремесло историка, Блок, М., 1986
  • Власть и образ : очерки потестарной имагологии, , 2010
  • Загадка Пьеро : Пьеро делла Франческа, Гинзбург, К., 2019
  • Идея истории; Автобиография, Коллингвуд, Р. Д., 1980
  • Исторический синтез и Школа "Анналов", Гуревич, А. Я., 2014
  • История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст.: пер. с нем., , 2010
  • Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, , 2018
  • Образы времени и исторические представления : Россия - Восток - Запад, Репина, Л. П., 2010
  • Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени, , 2003
  • Разломанное время : культура и общество в двадцатом веке, Хобсбаум, Э., 2017
  • Шуб, О. (1998). 98.04.004. Шмит Ж.-К. Культура Imago. Schmitt J.-С. La Culturelle De L’Imago // Annales Hss. - P., 1996 -N L.- P. 5-36. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, 4.

Авторы

  • Польской Сергей Викторович