• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

ИТ-архитектура предприятия

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс рассчитан на специалистов, для которых в будущей профессиональной карьере потребуются теоретические знания и владение практическими методиками управления IT-активами современного предприятия. Прохождение курса поможет работать с IT-архитектурой (IT-ландшафтом) предприятия через соответствующие модели как в части анализа «Как есть», так и в части синтеза «Как должно быть», так и в части практических действий «Как перейти от того, что есть, к тому, что требуется» (этот третий фрагмент можно назвать «Цифровой трансформацией»). Содержание курса распределяется по четырем направлениям:•Базовые и концептуальные аспекты управления IT-ландшафтом, от области определения до методик моделирования.•Теоретическая часть – наиболее важные аспекты управления IT-ландшафтом, принципы и методики.•Практическая часть – демонстрация применения ранее показанных техник и методик на конкретных наглядных примерах из личной практики автора. Эта часть курса занимает примерно половину учебного времени и разбирается очень подробно. Примеры подобраны так, что являются актуальными на текущий момент времени.•Факультативная часть. Состоит из двух занятий, каждое из которых показывает практическую инженерную методику работы специалиста по управлению IT-ландшафтом и трансформации этого ландшафта. Эта часть курса читается, если на нее остается учебное время.Помимо основных тем курса (они перечислены в соответствующем разделе) в курс могут включаться некоторые дополнительные темы, но их наличие и состав определяются уже по ходу занятий, преподаватель ориентируется на обратную связь от слушателей курса. Какие темы обсудить дополнительно – мы решаем совместно, наша цель заключается не в том, чтобы просто прочитать материал и выставить оценку, а в том, чтобы научиться работать с теми сущностями, которые мы обозначили термином «IT-ландшафт».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование теоретических знаний и приобретение практических навыков в области современных методологий и технологий описания и проектирования IT-архитектуры предприятия, связи архитектуры данных с бизнес процессами и организации взаимодействия различных информационных систем предприятия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятие «IT-ландшафт предприятия»
  • Понимает, чем чем IT-ландшафт современного предприятия отличается от тех ландшафтов, на изучении и работе с которыми выстраивалась базовая теория.
  • Знает принципы моделирования IT-ландшафта с прицелом не на построение моделей, а на проекты трансформации.
  • Знает и применяет практические методики управления IT-ландшафтом предприятия, от сопровождения до перспективного развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину
  • Жизненный цикл элементов IT-ландшафта
  • Моделирование IT-ландшафта
  • Пример №1 – компактное полнофункциональное предприятие
  • Пример №2 – территориально-распределенное предприятие с единым центром
  • Аспекты информационной безопасности предприятия
  • Пример №3 – слабосвязанная филиальная структура с управляющей организацией
  • Пример №4 – централизованное предприятие уровня города
  • Аспекты облачных систем
  • Пример №5 – провайдер облачного сервиса
  • Тенденции развития компонентов IT-ландшафта
  • Дополнительная тема «Техника оценки и принятия проектных решений»
  • Дополнительная тема «Теория и практика управления проектными коммуникациями»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзаменационная беседа
    Экзамен проводится в формате свободной беседы (билеты не используются), и его можно считать аналогом производственного собеседования (именно в такой форме автор курса проводит реальные производственные собеседования). Соответственно, оценка, выставляемая после экзамена, показывает не только уровень погружения слушателя в материал учебного курса, но и способность слушателя применить полученные знания к производственной деятельности реального современного предприятия. Если выполнена курсовая работа, экзаменационная беседа будет выстроена как защита технического проекта.
  • неблокирующий Курсовой проект
    В качестве примера будет выдан реальный производственный документ из личного архива автора. Требований к объему, оформлению и формату курсового проекта не предъявляется, это учебно-производственная задача и преподавателю будет интересно посмотреть, каким образом слушатель курса собирается показать идею своего проекта, учитывая, что проект передается лицу (условно), принимающему решения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Курсовой проект + 0.7 * Экзаменационная беседа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы. - 978-5-4461-1636-2 - Брукс Фредерик - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/373509 - 373509 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес со скоростью мысли, Гейтс, Б., 2004

Авторы

  • Юдаева Оксана Юрьевна
  • Спицина Кристина Станиславовна