2024/2025
Качественные методы в рыночной аналитике
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Штейнберг Илья Ефимович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Основная цель курса состоит в освоении принципов и техник, позволяющих развивать новые объяснительные концепции и гипотезы в ходе анализа эмпирических данных о современных рынках, собираемых в рамках качественной парадигмы эмпирического исследования. Курс состоит из четырех блоков. Первый кратко проблематизирует и проясняет основные эпистемиологические принципы, а также методологические и методические развилки качественной парадигмы. Второй, основной раздел курса, организован как практическая аналитическая работа с рыночными кейсами при помощи различных процедур и техник креативного мышления, фасилитирующих поиск теоретических и практических инсайтов в ходе анализа текстовых (в самом широком смысле) данных. Третий блок нацелен на знакомство с методологическими посылками и аналитическими возможностями различных современных программ качественного исследования (дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, автоэтнография, нетнография, кейс-стади, и т.д.). Четвертый блок курса культивирует навыки написания аналитического текста, презентующего результаты качественного исследования в научной среде и за её пределами.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель курса состоит в освоении принципов и техник, позволяющих развивать новые объяснительные концепции и гипотезы в ходе анализа эмпирических данных о современных рынках, собираемых в рамках качественной парадигмы эмпирического исследования. Курс состоит из четырех блоков. Первый кратко проблематизирует и проясняет основные эпистемиологические принципы, а также методологические и методические развилки качественной парадигмы. Здесь же уделяется пристальное внимание проблеме социологического теоретизирования как ключевой для качественной парадигмы научной задаче. Второй, основной раздел курса, организован как практическая аналитическая работа с рыночными кейсами при помощи различных процедур и техник, фасилитирующих поиск теоретических и практических инсайтов в ходе анализа текстовых (в самом широком смысле) данных. Третий блок нацелен на знакомство с методологическими посылками и аналитическими возможностями различных современных программ качественного исследования (дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, автоэтнография, нетнография, кейс-стади, и т.д.). Четвертый блок курса культивирует навыки написания аналитического текста, презентующего результаты качественного исследования в научной среде и за её пределами. По итогам освоения курса студенты должны: A. Понимать принципы конструирования социологических теорий среднего уровня на основе качественных эмпирических данных B. Владеть базовыми принципами абдуктивного анализа социологических данных C. Владеть базовыми приемами кодирования текстовых данных D. Иметь представление о характере аналитических задач, решаемых различными программами качественного исследования E. Уметь оценивать степень обоснованности и теоретическую значимость предлагаемых объяснительных гипотез, исходя из оценки дизайна качественного исследования F. Понимать субстантивный смысл академических требований к научному тексту, в том числе к научной статье и тексту диссертации
Планируемые результаты обучения
- Владеет приемами реконструирования кодов и построения объяснительных категорий на основе предложенных нарративных данных.
- Демонстрирует владение методиками организации разных типов этнографического исследования.
- Демонстрирует знание методологических требований к программе качественного исследования, отличительного способа формирования выборки, ее отличия от объекта. Демонстрирует понимание специфики гипотез в качественном исследовании.
- Демонстрирует знание ограничений этнографического исследования и способов их преодоления.
- Демонстрирует знание основных подходов к анализу визуальных данных.
- Демонстрирует понимание логики организации научного текста.
- Демонстрирует понимание методологических особенностей КА по сравнению с другими видами микро-анализа социологических данных.
- Демонстрирует понимание способов развития объяснительных категорий и повышения уровня абстракции развиваемых гипотез
- Демонстрирует понимание сути абдуктивного анализа качественных данных. Демонстрирует понимание роли культурного капитала исследователя как медиатора сбора и анализа качественных данных.
- Демонстрирует способность анализа и интерпретации данных, транскрибированных в методологии конверсационного анализа.
- Демонстрирует способность строить предварительные теории на данных предложенных эмпирических кейсов.
- Демонстрирует умение реконструировать роль контекста при анализе межстрановых вариаций рыночных практик.
Содержание учебной дисциплины
- Структура и динамика научного знания.
- Подготовка научного текста на основе качественного исследования.
- Методология качественного исследования.
- Построение теории из качественных данных
- Обоснованная теория (версии А. Страусса, Б. Глейзера, К. Чармаз, А. Кларк).
- Этнография.
- Специфика международных сравнительных исследований в качественной парадигме.
- Конверсационный анализ как парадигма социологического исследования
- Визуальная социология.
Элементы контроля
- финальный экзаменФинальный экзамен проводится в письменной форме. Каждый студент получает рыночный кейс и набор эмпирической информации к нему. Задача – проблематизировать рыночную ситуацию и обосновать объяснительную гипотезу. Продолжительность экзамена – 2 часа 40 минут. Студенты могут пользоваться любыми источниками, включая Интернет.
- аналитическое эссеАналитическое автобиографическое эссе предполагает, что на первом этапе каждый студент по заданному лекалу на основе самоанализа генерирует набор эмпирических данных, по сути реконструируя собственные установки в отношении изучаемого вопроса. Далее в эссе необходимо провести кодирование этих установок, предложить объяснительную схему их устройства и происхождения, а также осмыслить методологическую ограниченность полученной схемы, исходя из автоэтнографического характера используемых данных; показать, каким образом необходимо было бы изменить дизайн исследования, чтобы повысить внутреннюю валидность предлагаемой объяснительной схемы. Тема эссе: «Установки в отношении денег: подводные камни денежного обмена».
- промежуточный экзаменПромежуточный экзамен представляет собой защиту студентами представленной в форме диаграммы Исикавы концептуальной схемы магистерского исследования и оценки теоретического вклада магистерской диссертации в изучаемую тематическую область
- активность на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * активность на семинарах + 0.3 * аналитическое эссе + 0.2 * промежуточный экзамен + 0.2 * финальный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Charmaz, K. (2007). Tensions in qualitative research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3E1B86F
- Charmaz, K. (DE-588)105020994X, (DE-576)404421253. (2014). Constructing grounded theory / Kathy Charmaz. Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.391165852
- Kathy Charmaz. (n.d.). Advances in Qualitative Methods Conference Premises, Principles, and Practices in Qualitative Research: Revisiting the Foundations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A292B7C
- Samantha B. Meyer, & Belinda Lunnay. (2013). The Application of Abductive and Retroductive Inference for the Design and Analysis of Theory-Driven Sociological Research. Sociological Research Online, (1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sro.srosro.2012.102.2
- Stefan Brehm, Victor Nee, & Richard Swedberg. (2014). Theorizing in Economic Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDE32789
- Swedberg, R. (2012). Theorizing in sociology and social science: turning to the context of discovery. Theory & Society, 41(1), 1–40. https://doi.org/10.1007/s11186-011-9161-5
- Swedberg, R. (2014). The Art of Social Theory. [N.p.]: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=760411
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Структура научных революций, Кун, Т., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Charmaz, K. (2017). Constructivist grounded theory. Journal of Positive Psychology, 12(3), 299–300. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1262612
- Meyer, S. B. (2016). Abductive Analysis: Theorizing Qualitative Research. British Journal of Sociology, 67(1), 182–183. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12170
- Reichertz, J. (2012). Abduction: the logic of discovery of Grounded Theory. Germany, Europe: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1BE7BCEE
- Swedberg, R. (2016). Before theory comes theorizing or how to make social science more interesting. British Journal of Sociology, 67(1), 5–22. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12184