• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Креативные кластеры в пространстве современного города

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Задача нашего курса – рассмотреть актуальные практики управления креативными кластерами как неотъемлемой части комплексного управления городом. Мы с вами являемся свидетелями того, как развиваются городские общественные пространства, превращаясь в многофункциональные площадки для отдыха и коммуникаций; как трансформируются исторические здания в места активности организаций креативных индустрий. Рисунок города быстро меняется в глазах его жителей и гостей. Появляются объекты новой культуры, развивающие скрытый потенциал городского пространства. Мы познакомимся с различными формами креативных кластеров, включая их современную модификацию, – креативные пространства. Мы привыкли считать, что креативные пространства - это чаще всего заброшенные промышленные территории заводов и фабрик, которые «подверглись» ревитализации и стали модными местами для проведения досуга. Но они могут располагаться и в старинных особняках, и в современных зданиях. Мы поймем, как креативные кластеры вписываются в социальное пространство города и какие социально-культурные проблемы можно решать с помощью развития креативных пространств. В рамках нашего курса вы сможете погрузиться в детали внутреннего управления креативными пространствами как сложным организмом. Мы изучим деятельность конкретных креативных кластеров и разработаем рекомендации по ее совершенствованию. Мы узнаем, как привлечь заинтересованных резидентов кластера и наладить взаимодействие между ними. Мы поймем, как разработать зонтичный бренд креативного кластера и выясним, как можно сочетать с ним бренды резидентов кластера. На время курса мы станем кураторами креативных пространств и будем изучать, как развиваются креативные пространства в России и за рубежом; какие тренды креативного рынка влияют на современные пространственные решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются получение системы знаний по управлению креативными кластерами в системе управления городом; изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию кластерных инициатив; определение социальных механизмов влияния креативных кластеров на жизнь города; изучение подходов к созданию креативных кластеров различных типов; развитие навыков применения инструментов продвижения для развития креативного пространства; развитие аналитических навыков оценки результативности деятельности креативного кластера.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознавать пространственно - отраслевые форматы управления креативными индустриями
  • Корректно интерпретировать принципы кластерного подхода к управлению креативными индустриями, культурой, туризмом
  • Применять знание нормативно-правовых основ к разработке стратегии формирования креативных кластеров в целях развития территорий
  • Применять методы кабинетных исследований и цифровой аналитики к оценке результативности деятельности креативных кластеров
  • Иметь представление о структуре концепции креативного кластера и получить опыт проектного предложения
  • Получить навыки и умения по использованию конкретных технологий разработки маркетинговой стратегии и брендинга креативных пространств
  • Проектировать предложения по развитию событийной деятельности креативного пространства
  • Критически оценивать результативность функционирования креативных кластеров в городском пространстве
  • Публично представлять результаты исследования индивидуально и в составе проектной группы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Понятие «креативные индустрии» и подходы к их кластеризации
  • 2. Понятие креативных кластеров и форматы кластеризации креативных индустрий
  • 3. Креативные кластеры и городское пространство
  • 4. Стратегии формирования и развития креативных культурно-развлекательных кластеров. Основные направления государственной поддержки креативных индустрий.
  • 5. Формирование системы взаимодействия между резидентами креативных кластеров.
  • 6. Маркетинг и брендинг креативных кластеров
  • 7. Событийная деятельность в креативных кластерах: особенности и перспективные форматы
  • 8. Оценка результативности функционирования креативных кластеров в городском пространстве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудит и потребительская оценка деятельности креативного кластера
    Индивидуальное задание При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Полевое исследование
    Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Тест
    Индивидуальное задание. В тест входят вопросы закрытого и открытого типов. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить выполнение теста в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Проект заявки в грантодающую организацию
    Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
  • неблокирующий Разработка системы рекомендаций по совершенствованию деятельности креативного кластера
    Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. Экзамен проводится в формате защиты итогового проекта. Итоговый проект представляет собой разработанную систему рекомендаций по совершенствованию деятельности креативного кластера. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Аудит и потребительская оценка деятельности креативного кластера + 0.2 * Полевое исследование + 0.15 * Проект заявки в грантодающую организацию + 0.25 * Разработка системы рекомендаций по совершенствованию деятельности креативного кластера + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 1446 - В.Тарасенко - Территориальные кластеры: Семь инструментов управления - 9785961436679 - Alpina - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1446
  • Войтова, Л. М., Творческие кластеры за рубежом и в России. Методология, опыт, практика : монография / Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2020. — 230 с. — ISBN 978-5-4365-5471-6. — URL: https://book.ru/book/939644 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Кластеры. Российская и зарубежная практика : монография / А. Ю. Анисимов, О. Н. Быкова, А. Р. Валеева [и др.]. — Москва : Русайнс, 2019. — 142 с. — ISBN 978-5-4365-3396-4. — URL: https://book.ru/book/932916 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Ульянченко, Л. А., Региональные туристские комплексы и кластеры : монография / Л. А. Ульянченко, М. В. Виноградова, И. Г. Гладская. — Москва : Русайнс, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-4365-0560-2. — URL: https://book.ru/book/934683 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Проектирование туристских кластеров: системно-агломерационный подход : монография / Д.А. Кощеев, О.Ю. Исопескуль. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 326 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1019221. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019221

Авторы

  • Беббукина Надежда Викторовна
  • Поломарчук Анастасия Кирилловна
  • Гордин Валерий Эрнстович