• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Методология исследований в маркетинге

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Методология исследований в маркетинге" посвящен методам и моделям, которые могут помочь менеджерам в принятии маркетинговых решений. Цель курса – ознакомить студентов с основными качественными и количественными методами маркетинговых исследований. Задачи курса: - обучить студентов общим принципам проведения маркетинговых исследований, пониманию возможностей и ограничений различных методов их проведения; - научить обоснованно выбирать методы маркетинговых исследований, необходимых и достаточных в той или иной конкретной рыночной ситуации; - дать студентам практические навыки проведения маркетинговых исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Обучить студентов общим принципам проведения маркетинговых исследований, пониманию возможностей и ограничений различных методов их проведения 2) Научить студентов обоснованно выбирать маркетинговые исследования, необходимые и достаточные в той или иной конкретной рыночной ситуации 3) Дать студентам практические навыки проведения маркетинговых исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает в общих чертах назначение и содержание шести этапов комплексного маркетингового исследования, а более детально - содержание первых трёх этапов: постановки задачи; разработки подхода к решению задачи, разработки плана и инструментария исследования
  • Знает назначение и общую характеристику причинных исследований
  • Знает назначение и основные принципы проведения тест-маркетинга
  • Знает основные требования, предъявляемые к анкете
  • Знает принципы подготовки данных к анализу
  • Знать возможности вероятностных и невероятностных способов построения выборки, уметь осуществить обоснованный выбор метода построения выборки. Знать особенности простой и систематической случайной выборки, методов стратификации и кластеризации при построении выборки
  • Получение студентами представления о фундаментальных и прикладных знаниях и технологиях получаемых с помощью применения научного поиска.
  • Понимает взаимные права и обязанности исследователей и клиентов
  • Понимает достоинства и недостатки разных дизайнов маркетинговых исследований (кросс-секционных и длительных описательных)
  • Понимает назначение кодекса Esomar и его роль в поддержании доверия между заказчиками маркетинговых исследований, их исполнителями и общественностью
  • Понимает общие черты, особенности, возможности и ограничения разных методов проведения описательных исследований: формализованных опросов (телефонных, персональных, почтовых опросов и интернет-опросов), а также формализованных наблюдений
  • Понимает основные принципы организации качественных исследований (фокус-групп, углубленных интервью, проективных технологий)
  • Умеет провести обучение (тренинг) полевого персонала, научить первоначальному контакту с потенциальным респондентом; методике задавания вопросов, фиксации ответов; завершения интервью
  • Умеет произвести выбор между сравнительным и несравнительным методом шкалирования в каждом конкретном случае с учётом преимуществ каждого из этих подходов
  • Умеет с помощью в IBM SPSS или в MS Excel (с помощью механизма сводных таблиц) найти среди других вопросов анкеты факторы, влияющие на распределение ответов на определённый вопрос или на средние значения ответов на него
  • Уметь грамотно оперировать понятием выборка, знать её преимущества и недостатки по сравнению с полной переписью
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Смысл научного исследования в области менеджмента и бизнеса применительно к ВКР
  • Тема 2. Построение тезауруса и анализ академических источников применительно к ВКР
  • Тема 3. Качественный и количественный анализ данных применительно к ВКР
  • Тема 4. Технологии подготовки магистерской диссертации НИУ ВШЭ и ее структура (итог).
  • Базовый анализ данных: шкалы маркетинuовых данных; частотные распределения, расчет статистических характеристик показателей
  • Базовый анализ данных: общие принципы проверки статистических гипотез; гипотезы, проверяемые на основе частотного распределения ответов
  • Базовый анализ данных: кросс-табуляция маркетинговых данных; проверка соответствующих гипотез
  • Углубленный анализ данных: конджойнт (совместный) анализ
  • Углубленный анализ данных: факторный анализ (метрический метод главных компонент)
  • Углубленный анализ данных: оптимальное шкалирование (категориальный метод главных компонент)
  • Углубленный анализ данных: кластерный анализ (иерархическая кластеризация, кластеризация методом К-средних)
  • Углубленный анализ данных: метод Classification Tree из программного пакета SPSS
  • Содержание понятия «научное исследование».
  • Валидность и надежность данных
  • Построение выборки социологического исследования
  • Методы онлайн-исследований
  • Сенситивные вопросы. Эффект интервьюера.
  • Ответы респондентов на вопросы исследователя: когнитивная нагрузка и когнитивные процессы.
  • Инструментарий. Тестирование инструментария.
  • Мета-анализ.
  • Лонгитюдные исследования.
  • История качественной социологии. Классические качественные исследования. Основные понятия качественного подхода
  • Методология качественного подхода. Фазы качественного исследования. «Выборка» в качественных исследованиях. Этика качественного подхода.
  • Качественные методы сбора данных: Наблюдение. Кейс-стади. Фокус-группа. Интервью.
  • Полуструктурированное, лейтмотивное, глубинное/нарративное, биографическое интервью: от гайда до транскрипта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lancaster, Geoff. Research Methods in Management : A Concise Introduction to Research in Management and Business Consultancy, Routledge, 2004.
  • O’Gorman, K., & MacIntosh, R. (2015). Research Methods for Business and Management : A Guide to Writing Your Dissertation (Vol. Second edition). Oxford, England: Goodfellow Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229969
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Quimby, E., & Ebook Library. (2012). Doing Qualitative Community Research : Lessons for Faculty, Students and Communities. [Sharjah, U.A.E.]: Bentham Science Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500704
  • Somekh, B. (2006). Action Research : A Methodology for Change and Development. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234120
  • Sreejesh, S., Anusree, M. R., & Mohapatra, S. (2014). Business Research Methods : An Applied Orientation. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=621472
  • The handbook of qualitative research, , 2000
  • Welch, C., & Marschan-Piekkari, R. (2004). Handbook of Qualitative Research Methods for International Business. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473073

Авторы

  • Галицкий Ефим Борисович
  • Филипская Елена Владимировна
  • Мусатова Жанна Борисовна