Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

История и память в цифровую эпоху

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Роль новых медиа в формировании образа прошлого и сохранении историко-культурной памяти становится всё значительнее в эпоху цифровизации. Дисциплина познакомит магистрантов с особенностями влияния исторических нарративов, а также технологий и практик «припоминания» на актуальную новостную повестку (от приёмов histotainment до исторических мемов). Они научатся анализировать, как за счёт обращения к прошлому современные медиа участвуют в конструировании социальной реальности и как в информационном обществе происходит сохранение культурной памяти. Особый акцент делается на связи цифровой медиасреды с исторической и «мемориальной» политикой, проводимой государствами и различными социальными группами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство магистрантов современными теориями, методами и технологиями конструирования образа прошлого и сохранения исторической памяти в эпоху web 2.0
  • Умение применять эти знания на практике при создании медиаконтента в различных жанрах и форматах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основных авторов и научные направления в сфере Digital Media Studies и Memory Studies.
  • Имеет представление об основных дискуссиях в смежных дисциплинах – публичной истории, культурной антропологии, социальной психологии и т.д.
  • Понимает ключевые концепции в сфере медиаисследований, релевантные для изучения истории и исторической памяти в цифровую эру.
  • Умеет применять указанные выше концепции при анализе и формировании текущей информационной повестки.
  • Владеет практическими инструментами, необходимыми для эффективной репрезентации истории в современных медиа
  • Владеет практическими инструментами, необходимыми для сохранения культурной памяти в условиях цифрового общества
  • Умеет создавать медиаконтент в разных жанрах и форматах на темы о прошлом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и историческая память: разграничение понятий
  • Public History и Digital Memory: репрезентация прошлого в цифровую эпоху.
  • Сохранение историко-культурной памяти и медиа. Популяризация истории
  • Медиатизация исторических дат и юбилеев
  • Историческая политика и «войны памяти»
  • Антропологизация истории, голоса очевидцев и медиа
  • Visual History, произведения искусства и история.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Магистрант готовит от 1 до 3 устных докладов с презентацией на одну из тем, предложенных преподавателем в рамках общей проблематики курса. Домашнее задание выполняется самостоятельно или в группе. Во время семинара студенты выступают с докладом (не дольше 30 минут) и отвечают на дополнительные вопросы преподавателя и других студентов. Итоговая оценка за данный элемент контроля представляет собой средний балл за все доклады. В случае, если какой-то из докладов не сделан, средняя оценка рассчитывается из суммы общего количества работ, которые студент должен был сдать в рамках данного элемента контроля.
  • неблокирующий Журналистские материалы
    Студенты собирают, анализируют и обрабатывают информацию и готовят материалы о прошлом в двух журналистских жанрах – авторская колонка и экспертное/портретное интервью с историком или очевидцем определённых исторических событий. Темы утверждаются во время семинарских занятий под руководством преподавателя. Авторская колонка готовится индивидуально, а интервью – в командах (не более 5 человек). Объём авторской колонки в текстовом формате – 4500-6500 тысяч знаков с пробелами, хронометраж аудио- или видеоматериала – 5-7 минут. Объём экспертного или портретного интервью в текстовом формате – 12-17 тысяч знаков с пробелами, хронометраж аудио- или видеоматериала – 15-40 минут. Объём текста – 8-12 тысяч знаков с пробелами. Студенты сохраняют интервью в электронном документе к установленному сроку. После разбора на семинаре они редактируют свои материалы в соответствии с замечаниями, высказанными преподавателем и другими студентами.
  • неблокирующий Групповой медиапроект
    Магистранты разбиваются на команды (не более 5 человек) и создают мультимедийный медиапроект на актуальную историческую тему на платформе Tilda. Лонгрид включает в себя тексты (общий объём не менее 20 тысяч знаков) и аудиовизуальные материалы (фото, аудио, видео, инфографику и т.д.). Результаты своей работы они презентуют на открытой защите. По итогам защиты они получают индивидуальную или общую для группы оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Групповой медиапроект + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Журналистские материалы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — 2-е изд., исправл. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-2025-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173400 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.

Авторы

  • Подледнов Денис Дмитриевич
  • Котюкова Анастасия Васильевна