2024/2025
Драматургия экранизаций
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт кино
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Драматургия экранизаций" посвящен изучению методов литературного анализа, применимых для адаптации текстов в киноформат. Студенты рассмотрят особенности жанрового перевода литературных произведений на экран, проанализируют эквиваленты литературных нарративов в кинотексте и изучат примеры успешных экранизаций. Особое внимание будет уделено современным подходам к адаптации, включая работу с сеттингом и авторским стилем, а также практике написания сценариев на основе литературных текстов.
Цель освоения дисциплины
- Изучить методы литературного анализа и их применение для киноадаптаций.
- Рассмотреть жанровые и нарративные особенности литературных произведений и их перевод в кинотекст.
- Освоить практические приемы создания сценариев на основе литературных произведений с учетом современных тенденций и киноязыка.
Планируемые результаты обучения
- Применяет литературный анализ текста разных жанров для подготовки его к экранизации.
- Выделяет жанровые особенности литературной формы и понимает особенности перевода в кинотекст, включая эпические и драматические нарративы.
- Идентифицирует средства литературного нарратива и их эквиваленты в кинотексте с помощью анализа экранизаций и кинотекстов.
- Применяет инструменты осовременивания и особенности работы с новым сеттингом на практике на примере конкретных произведений.
- Разрабатывает творческую работу, включая написание синопсиса адаптированного сценария, проработку структуры и написание отдельных сцен, и анализирует ее.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Методы литературного анализа текста как инструменты для экранизации.
- Раздел 2: Жанровые особенности литературной формы и особенности перевода в кинотекст.
- Раздел 3: Средства литературного нарратива и его эквиваленты в кинотексте.
- Раздел 4: Крупная форма и формат.
- Раздел 5: Инструменты осовременивания и особенности работы с новым сеттингом.
- Раздел 6: Разбор и анализ самостоятельной творческой работы студентов.
- Экранизации. Современный рынок.
- Экранизации. Драматургический анализ полного метра.
- Экранизации. Драматургический анализ сериала.
- Экранизации. «Оригинальный» vs «современный» сеттинг.
- Экранизации. Авторский подход. Язык кино.
- Экранизации. Практические приемы анализа текста.
- Зачетное занятие
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бочкарева, Н. С. Кино и литература : учебное пособие / Н. С. Бочкарева, К. В. Загороднева. — Пермь : ПГИК, 2019. — 104 с. — ISBN 978-5-91201-326-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155792 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Диалог с экраном, Лотман, Ю. М., 1994
- Другой Лаокоон, или О границах кино и литературы : эстетика экранизации, Мильдон, В. И., 2007
- Нехорошев, Л. Н. Драматургия фильма / Л. Н. Нехорошев. — Москва : ВГИК им. С.А. Герасимова, 2009. — 344 с. — ISBN 5-87149-113-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/94229 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр , перевод с французского И. С. Вдовиной. — Москва : Академический Проект, 2020. — 695 с. — ISBN 978-5-8291-3565-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132937 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вершины русской драмы, Мильдон, В. И., 2002
- Поэтика; История литературы; Кино, Тынянов, Ю. Н., 1977
- Философия русской драмы: мир Островского, Мильдон, В. И., 2007
- Эйзенштейн, Шкловский, В. Б., 1976