• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Форматы деловой журналистики

Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Форматы деловой журналистики» выступает одним из базовых профильных предметов, в котором рассказывается о построении статей в разных форматах в зависимости от темы и инфоповода, который необходимо раскрыть автору, а также исходя из допустимого объема публикации.Деловые новости, в число которых входят финансовые, экономические и бизнесовые тематики, выступают одними из наиболее читаемых и цитируемых в современных СМИ. В зависимости от того, какую именно информацию необходимо донести читателю, форматы подачи могут отличаться. Нередко неудачный формат подачи того или иного материала может навредить его восприятию и снизить интерес читателя.Несмотря на то что медиа постоянно развиваются, и на электронных порталах регулярно появляются новые мультимедийные возможности подачи информации, базовые форматы статей остаются неизменными на протяжении последних десятков лет. Умение готовить статьи в базовых форматах, таких как новостные заметки, аналитические материалы, интервью, репортажи, необходимо журналисту, выбравшему своей профессией деловую тематику.Дисциплина будет включать в себя как теоретическую часть, так и практическую. Акцент будет сделан на последней. В ходе теоретической части студентам будет последовательно предоставляться информация о тех или иных форматах деловой журналистики, возможности их применения и нюансах их подготовки. В ходе практической части студентам предстоит найти инфоповоды и написать по ним материалы в разных базовых журналистских форматах, а также научиться готовить вопросы для потенциального интервью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить жанры и форматы деловой журналистики
  • Проанализировать, какие форматы деловой журналистики подходят для различных инфоповодов
  • Обучиться создавать материалы в основных форматах деловой журналистики
  • Получить навыки оформления аккредитации на деловые мероприятия
  • Выявить основные методики составления вопросов для интервью по деловой тематике
  • Научиться искать инфоповоды для эксклюзивных деловых статей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в основных жанрах и форматах деловой журналистики
  • Выявляет новости деловой тематики из заявлений ньюс-мейкеров в этой среде
  • Оперативно пишет деловые новости
  • Создает аналитические статьи, репортажи, консенсус-прогнозы
  • Имеет опыт получения аккредитации на деловые мероприятия
  • Составляет вопросы для интервью с ньюс-мейкерами по деловой тематике
  • Ищет инфоповоды для эксклюзивных аналитических статей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в жанры и форматы деловой журналистики.
  • Новость
  • Повесточный текст
  • Репортаж
  • Написание интервью
  • Консенсус-прогноз
  • Эксклюзивная статья
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание аналитического материала с эксклюзивным новостным заходом
    В рамках итогового задания курса студент должен написать аналитическую статью с эксклюзивным новостным заходом. Варианты для захода обсуждаются с преподавателем и утверждаются им. В качестве вариантов эксклюзивного захода может быть статистика ведомств, собственное изучение рынка, журналистский эксперимент, независимое исследование и др. Также эксклюзивным новостным заходом может быть официальный комментарий ведомства или участников рынка. Тема должна быть актуальной, соответствовать новостной повестке. При написании материала должен быть соблюден принцип запроса всех причастных: необходимо направить официальный журналистский запрос в ответственное ведомство (ведомства) или регулятор (регуляторы), участникам рынка. В тексте должны быть комментарии как минимум двух независимых экспертов. Текст должен быть написан в формате аналитического материала с новостным заходом: материал должен содержать заголовок, подзаголовок, лид, разделение на главки, бэк. Статья должна быть написана последовательно: начинаться с новости, затем — включать в себя позиции регуляторов/ведомств и участников рынка, затем — независимую экспертную оценку. Объём материала — порядка 4 тыс. знаков. Работа выполняется в течение двух недель. На промежуточном занятии есть возможность обсудить с преподавателем детали подготовки статьи.
  • неблокирующий Написание авторской колонки
    Студент должен выбрать тему для авторской колонки. Тема согласовывается с преподавателем. Тема должна быть актуальной, соответствовать новостной повестке, а также широко обсуждаемой в публичном поле. Авторская колонка содержать не только рассуждения автора на тему, но и быть наполненной актуальной статистикой из открытых источников. Также требуется отразить мнения экспертов и государственных деятелей в отношении темы, которые есть в открытом доступе и озвучивались публично. В колонке должно быть высказано оригинальное мнение автора по выбранной теме. Текст необходимо строить в формате авторской колонки: вступление, основная часть, заключение и выводы. Объем материала — порядка 3 тыс. знаков. Материал должен быть предоставлен преподавателю в течение учебного модуля до последнего занятия. Работа выполняется индивидуально.
  • неблокирующий Написание повесточного текста по актуальному инфоповоду
    Студент должен самостоятельно выбрать деловой новостной инфоповод для написания повесточного аналитического текста. Инфоповод должен быть актуален — появиться в информационном поле не ранее 10 дней до момента сдачи материала. Повесточный текст должен быть написан в формате аналитической заметки (содержать заголовок, подзаголовок, лид, разделение на главки). Материал должен содержать как описание инфоповода, так и его аналитику. В тексте должно быть приведено мнение как минимум двух экспертов, поясняющих значимость инфоповода. Экспертов студент должен выбрать самостоятельно, связаться с ними, взять комментарий, расшифровать его и согласовать при необходимости. В тексте должна быть добавленная информационная стоимость, раскрывающая значимость инфоповода. Для получения высшей оценки за элемент контроля в тексте должен быть сформирован эксклюзивный заход исходя из информации, полученной от экспертов. Материал должен быть предоставлен преподавателю в строго обозначенные сроки. Работа выполняется индивидуально. Объем материала — 3,5-4 тыс. знаков.
  • неблокирующий Написание вопросов для интервью со спикером по деловой тематике
    Студент должен выбрать потенциального спикера для интервью из числа российских ньюсмейкеров по теме экономики, финансов и бизнеса. Персона согласовывается с преподавателем. Студенту нужно обозначить тему интервью и в соответствии с ней составить десять вопросов. Вопросы должны соответствовать теме, а также затрагивать актуальную новостную по этой теме. Вопросы следует построить таким образом, чтобы ответы на них потенциально могли стать новостными инфоповодами. Важно учитывать, что вопросы готовятся именно для интервью в формате газеты или интернет-издания, поэтому они должны быть сосредоточены именно на потенциальных новостях, а не на рассуждениях спикера. Вопросы должен содержать подводку (короткое описание проблематики, темы) и основную часть. Вопросы следует делать открытыми (ответы на них не должны быть однозначными, «да» или «нет»). Вопросы для интервью необходимо предоставить преподавателю в строго обозначенный срок (в соответствии с дедлайном). Работа выполняется строго индивидуально.
  • неблокирующий Написание репортажа с делового мероприятия
    Студент должен самостоятельно выбрать деловое мероприятие (форум, встреча), по итогам которого напишет репортаж. Мероприятие согласовывается с преподавателем. Мероприятие должно проходить в течение первой половины модуля. При необходимости студенту нужно получить аккредитацию на мероприятие. Возможно написание репортажа без посещения мероприятия (после просмотра онлайн-записи). Высший балл может быть получен только если студент посетил мероприятие лично. Репортаж с делового мероприятия должен содержать основные составляющие части: заголовок и подзаголовок, лид, репортажная часть, основные цитаты спикеров (не менее трех ньюсмейкеров). Репортаж должен быть объединен общей темой. Заход должен быть сформирован исходя из основных заявлений и новостей, озвученных в ходе мероприятия. Объем репортажа должен составлять не менее 4 тыс. знаков. Материал должен быть предоставлен преподавателю в течение учебного модуля до последнего занятия. Работа может выполняться индивидуально или в группах по два человека.
  • неблокирующий Написание деловой новости в режиме реального времени
    В течение одного семинарского занятия во время модуля студент должен написать новость по итогам просмотренного в реальном времени выступления ньюсмейкера по деловой теме. Материал должен соответствовать требованиям к новостной заметке по стандарту информационного агентства: в нем должен быть учтен принцип «перевернутой пирамиды», новость должна содержать заголовок, цитату, бэк. Тема выступления, по итогам которого необходимо написать новость, выбирается преподавателем. Выступление, по которому готовится новость, едино для всей группы. Материал должен быть предоставлен преподавателю в строго обозначенные сроки (до окончания семинарского занятия). Работа выполняется индивидуально. Объем новости — 1,5-2 тыс. знаков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Написание авторской колонки + 0.3 * Написание аналитического материала с эксклюзивным новостным заходом + 0.1 * Написание вопросов для интервью со спикером по деловой тематике + 0.1 * Написание деловой новости в режиме реального времени + 0.15 * Написание повесточного текста по актуальному инфоповоду + 0.2 * Написание репортажа с делового мероприятия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в деловую журналистику : учебное пособие, , 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мультимедийная журналистика - 978-5-7598-1189-3_int - Качкаева А.Г., Шомова С.А., ред. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/373121 - 373121 - iBOOKS
  • Свитич, Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист : учебное пособие / Л. Г. Свитич. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 255 с. — ISBN 978–5–7567–0602–4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68842 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна
  • Уваров Федор Максимович