Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Когнитивная психология

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Мозг человека выполняет невероятно сложные вычисления. Он помогает извлекать смысл из поступающей от органов чувств информации, запоминать различные события, осваивать новые понятия, принимать важные решения и находить выход из сложных ситуаций. Все эти темы изучает когнитивная психология — наука о процессах обработки информации человеком. На занятиях будут рассматриваться наиболее известные исследования и теории восприятия, внимания, памяти, научения, мышления и сознания. Особое внимание уделяется темам, которые находят свое применение при решении прикладных задач в образовании, маркетинге и при разработке пользовательских интерфейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний о ключевых понятиях, теориях и результатах эмпирических исследований в когнитивной психологии.
  • Развитие навыков критического анализа исследований, посвященных изучению познавательных способностей человека.
  • Формирование представлений об основных областях применения достижений когнитивной психологии в исследовании и разработке продуктов для человеко-компьютерного взаимодействия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер).
  • Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер.
  • Могут назвать основные допущения, методы и ограничения когнитивного подхода.
  • Могут объяснить различия между прикладными и фундаментальными исследованиями в когнитивной психологии.
  • Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
  • Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами.
  • Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.
  • Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя.
  • Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач.
  • Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в когнитивную психологию и исторический обзор
  • Фундаментальная и прикладная когнитивная психология
  • Ощущение и восприятие
  • Внимание
  • Память. Виды и модели памяти
  • Искажения в памяти и забывание
  • Научение и перенос знаний. Экспертные знания
  • Мышление. Решение творческих задач
  • Принятие решений и умозаключения
  • Сознание. Метакогнитивные процессы. Искусственный интеллект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзаменационный тест
    Тест состоит из 30-40 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые оцениваются одинаково. На его выполнение отводится не более 60 минут. Во время теста студенты могут пользоваться рукописными или печатными заметками, но они НЕ могут общаться друг с другом.
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Индивидуальный проект
    Практический кейс по разработке концепта приложения, в котором реализуются принципы, основанные на результатах исследований в области когнитивной психологии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Итоговая оценка = Экзаменационный тест * 0,3 + Индивидуальный проект * 0,4 + Работа на семинарах * 0,3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский, Б. М.  Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06615-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452635 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Величковский, Б. М.  Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06807-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452925 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Холодная, М. А.  Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455236 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136

Авторы

  • Волков Денис Николаевич
  • Ильина Мария Ивановна
  • Тихонов Роман Вадимович