2024/2025
Психолого-педагогические техники
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Программа разработана для преподавателей школы. Особое внимание уделяется специфическим нюансам работы педагога, связанным со взаимодействием с разными категориями участников образовательных отношений, а также типичными психологическими затруднениями обучающихся, влияющих на качество освоения ими образовательной программы. Результатом освоения программы будет являться развитие навыков эмоциональной саморегуляции педагога, понимание возрастных особенностей обучающихся, влияющих на их взаимодействие с педагогом, владение приемами коммуникации, направленной на разрешение конфликтов, знание приемов повышения мотивации обучающихся. Изучение данной дисциплины требует владения основными понятиями возрастной психологии и педагогики.
Дисциплина «Психолого-педагогические техники» преподается с целью вооружить начинающего преподавателя базовым набором инструментов для выстраивания конструктивных рабочих отношений с классом, что способствует достижению обучающимися не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов в соответствии с ФГОС.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является: подготовка студентов магистратуры к реализации учебных программ в соответствии с ФГОС с учетом психолого-педагогических условий их реализации; тренировка навыков коммуникации, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся; укрепление профессиональной установки на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; углубление навыков осуществления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Планируемые результаты обучения
- умеет определять стиль поведения в ситуации конфликта интересов и выбирать собственный стиль исходя из целесообразности, умеет определять мотивы, намерения и интересы собеседника в конфликтной ситуации и отделять их от заявляемой позиции, способен находить сотрудничающие решения в ситуации конфликта интересов
- Выстраивает коммуникацию с учетом поведенческих, ментальных, возрастных, психологических и других особенностей аудитории
- Анализирует коммуникативные ситуации на предмет манипуляции
- Владеет приемами эмоциональной саморегуляции
- Умеет соотносить реальное поведение обучающихся с психологическими и физиологическими возрастными особенностями, присущими их возрастной группе
- Умеет ставить реалистичные задачи для преодоления учебных затруднений школьника
- Умеет выделять проблемное поведение учащихся, анализировать его мотивы, стимулы, подкрепляющие и наказывающие воздействия
- Умеет в конкретном случае определять границы компетенций между педагогом и педагогом-психологом
- Анализирует коммуникативную ситуацию: определяет коммуникативное поле, цели коммуникации, барьеры коммуникации, понимает последовательность декодирования сообщения, умеет давать и запрашивать обратную связь
- Умеют применять приемы активного слушания и "Я"-высказываний в педагогическом общении
- Различает транзакции, владеет техниками переключения между эго-состояниями.
- Умеет различать уровни и типы игнорирования учебных проблем, может выстраивать диалог с учетом этого
- Может применять мотивационные техники
- Умеет определять наличие суицидального риска у ученика и способен выстроить дальнейшую стратегию взаимодействия с ним и другими участниками образовательного процесса по поводу выявленного риска
Содержание учебной дисциплины
- Навыки эмоциональной саморегуляции педагогов
- Возрастные психологические и физиологические особенности учащихся
- Типичные психологические проблемы учащихся. Модели оказания помощи учащимся.
- Педагогическое общение
- Проблемы учебной мотивации
- Помощь учащимся в кризисных ситуациях и при риске суицидального поведения
Элементы контроля
- ActivityСредний балл по активности на занятиях (необходимо присутствие на занятии и активное участие - задавание вопросов, ответы на вопросы, участие в групповых упражнениях и т.п.)
- TestТест по пройденному материалу, включающий в себя вопросы с множественным выбором.
- EssayЭссе по дисциплине может быть выполнено либо в формате теоретических рассуждений на заданную тему, либо в формате развернутого анализа реального кейса из практики.
- PresentationПрезентация с анализом кейса, заданного преподавателем.
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Activity + 0.2 * Essay + 0.1 * Presentation + 0.3 * Test + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анцупов А.Я., Баклановский С.В. - Конфликтология в схемах и комментариях. 5-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-39253-7 - Проспект - 2023 - http://ebs.prospekt.org/book/47304 - 47304 - PROSPECT
- Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! - 978-5-496-00423-7 - Ковпак Д., Каменюкин А. - 2013 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377273 - 377273 - iBOOKS
- Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536047 (дата обращения: 27.08.2024).
- Залевский, Г. В. Когнитивно-поведенческая психотерапия : учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский, Ю. В. Кузьмина, В. Г. Залевский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11802-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542863 (дата обращения: 27.08.2024).
- Мартишина, Н. В., Педагогическое общение и педагогическая конфликтология : учебное пособие / Н. В. Мартишина. — Москва : Русайнс, 2022. — 171 с. — ISBN 978-5-4365-9345-6. — URL: https://book.ru/book/944185 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних : методические рекомендации / Г. С. Банников, О. В. Вихристюк, Л. В. Миллер, Т. Ю. Синицына. — Москва : МГППУ, 2013. — 40 с. — ISBN 978-5-94051-132-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/340781 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Психология развития и возрастная психология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - 978-5-4461-0665-3 - Болотова А.К., Молчанова О.Н. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/356238 - 356238 - iBOOKS
- Ромек, В. Г. Поведенческая психотерапия : учебное пособие для вузов / В. Г. Ромек. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05738-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540011 (дата обращения: 27.08.2024).
- Теории личности. 3-е изд. - 978-5-496-01171-6 - Хьелл Л., Зиглер Д. - 2014 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/345094 - 345094 - iBOOKS
- Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? : учебное пособие / Г. С. Банников, И. Б. Бовина, Л. А. Гаязова, Л. В. Миллер , под редакцией О. В. Вихристюк. — Москва : МГППУ, 2015. — 77 с. — ISBN 978-5-94051-138-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/340901 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия : монография / Э. Берн , под редакцией В. Калиненко , перевод с английского А. Калмыкова, В. Калиненко. — 3-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 320 с. — ISBN 978-5-8291-2693-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133259 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Большая книга общения с ребенком, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2018
- Когнитивная терапия : полное руководство, Бек, Д., 2017
- Коммуникация и коммуникабельность, Мерманн, Э., 2015
- Малкина-Пых, И. Г., Возрастные кризисы детского и подросткового возраста : учебник / И. Г. Малкина-Пых. — Москва : КноРус, 2024. — 277 с. — ISBN 978-5-406-12563-2. — URL: https://book.ru/book/951749 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Мотивационное консультирование : как помочь людям измениться, Миллер, У. Р., 2017
- Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
- Психология общения : полный курс, Вердербер, Р., 2003
- Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для вузов, Карабанова, О. А, 2005
- Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Эксперимент и Инновации в Школе, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15439274
- Суициды у несовершеннолетних : учебник для вузов / Ю. А. Фесенко, М. В. Романовская, Е. Ю. Андреева, Д. А. Бычковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17424-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533079 (дата обращения: 27.08.2024).