2024/2025
Литература в интермедиальной перспективе: невербальные компоненты
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Чукчеева Мария Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает изучение феномена интермедиальности в различных его формах, а также обращение к истории возникновения этого нового для гуманитарной науки понятия на рубеже XX-XXI веков. Рассмотрение взаимовлияния современных медиа (в терминологии М. Маклюэна) будет осуществляться на 3 уровнях: дискурсивном, на котором происходит выработка коммуникативного сообщения за счет комбинирования средств выражения различных медиа (например, слова и статичного изображения; слова и движущегося изображения; слова и музыки); материальном, подразумевающем контакт между носителями информации (печатное слово и устное слово, цифровые носители); институциональном, связанным с использованием медиа для выработки культурной политики.
Цель освоения дисциплины
- Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии в ее связи с искусствознанием
- Повышение уровня филологической искусствоведческой компетенции
- Формирование навыков анализа экфрастических описаний, практика критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать знание о четырёх уровнях восприятия, представление о формах репрезентации визуального в тексте, отличать дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса. Демонстрировать представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Анализировать визуальную составляющую в творчестве Н. Гоголя
- Ориентироваться в трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф. Достоевского. Различать художника и иконописца, их исторические, социальные и культурные характеристики
- Анализировать проблематику репрезентации визуального в авангардном тексте
- Дефиницировать «поэтику художественной неудачи». Ориентироваться в проблемах вербальной репрезентации фотографии
- Различать между индекс, икону и символ, классифицировать портреты. Демонстрировать понимание текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики, представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации
Содержание учебной дисциплины
- Интермедиальность: определение и смысловые границы феномена. Проблемы взаимосвязи разных искусств: теоретический аспект
- Слова и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Русский литературный романтизм и изобразительное искусство
- Взаимосвязь скульптуры и литературы. Отражение архитектуры в литературе
- Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского. Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального
- Взаимодействие музыкального и словесного текстов в русской культуре
- Эстетика зрения и визуального образа в авангарде. Эстетика нефигуративного изображения
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа подразумевает контроль посещаемости, а также активности студента на семинаре (ответы на вопросы преподавателя, участие в общей дискуссии, знание прочитанных текстов).
- Домашнее заданиеДомашние работы представляют собой краткий ответ на поставленный аналитический вопрос. Объем – 2-3 стр.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен