• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

"Русь в 13-15 веках: литературное, культурное и политическое наследие"

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Лекции охватят историческое наследие двух периодов отечественной истории, от катастрофы 1237-1240 гг. до первых и очевидных успехов по объединению русских земель вокруг Москвы в единое государство и преодолению последствий потери политического суверенитета (13-14 вв.), времени окончательно освобождения Руси от ига Орды и сложения на восточных окраинах Европейского континента нового суверенного субъекта, Великого княжества Московского (15 в.), а также обозрение наиболее значимых памятников архитектуры, живописи и прикладного искусства. Письменное наследие — памятники литературы этого времени («Слово о погибели Русской земли», «Куликовский цикл», летописные повести, «Хожение за три моря» и др.), а также наиболее яркие образцы деловой письменности (княжеские духовные грамоты) будут предметом разбора и обсуждения на семинарских занятиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ориентируется в разных подходах к периодизации российской истории XIII - XV веков
  • Знает основные исторические события, произошедшие на Руси во время татаро-монгольского нашествия и во время возвышения Москвы и формирования Московского царства
  • Знает и может дать характеристику основным политическим процессам, произошедшим на Руси во время татаро-монгольского нашествия и во время возвышения Москвы и формирования Московского царства
  • Знает и может дать характеристику основным культурным процессам, произошедшим на Руси во время татаро-монгольского нашествия и во время возвышения Москвы и формирования Московского царства
  • Знает основные русские литературные памятники XIII - XV вв, может дать их краткую характеристику, определить жанр и особенности языка
  • Понимает взаимосвязь исторических, политических и культурных процессов; может дать характеристику историческому периоду с опорой на письменные источники и литературные тексты
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обобщает полученные знания о политических, исторических и культурных процессах на Руси накануне Батыева нашествия
  • Называет, описывает и характеризует русские письменные источники и литературные тексты, созданные до татаро-монгольского нашествия
  • Объясняет новый статус русских земель (по сравнению с домонгольским периодом); иллюстрирует примерами из литературных текстов
  • Распознает, называет и выделяет памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси домонгольского и монгольского периода
  • Называет и определяет памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси
  • Отличает русские памятники Владимиро-Суздальской Руси от памятников домонгольского периода
  • Характеризует политический и культурный аспекты существования русских земель и княжеств под властью Золотой Орды.
  • Описывает превращение Москвы в политический центр Северо-Восточной Руси
  • Формулирует значение Куликовской битвы для начала освободительного движения от татаро-монгольского ига
  • Объясняет значение Куликовской битвы и ее последствий для истории, политики и культуры Руси
  • Распознает и перечисляет литературные памятники периода возвышения Москвы
  • Характеризует и описывает литературные памятники Куликовского цикла
  • Называет и определяет памятники архитектуры и искусства Руси времени татаро-монгольского периода
  • Описывает формирование единого государства на Руси после Куликовской битвы
  • Формулирует положение «Московии» в системе международных отношений.
  • Описывает процесс становления Московского великокняжеского дома и начало российского «самодержавства»
  • Описывает и называет памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русские земли и княжества накануне Батыева нашествия. Владимиро- Суздальская Русь. Нашествие, иго и новый статус русских земель.
  • Памятники архитектуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси
  • Русские земли и княжества под властью Золотой Орды.
  • Памятники архитектуры и искусства времени Татаро-монгольского нашествия, возвышения Москвы и Куликовской битвы
  • Последняя феодальная война и завершение формирования единого государства. Великое княжество Московское и Золотая Орда: конец ига. «Московия» в системе международных отношений. Московский великокняжеский дом и начало российского «самодержавства».
  • Памятники архитектуры и искусства Московского царства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает активную работу студента на семинаре: чтение и комментирование текстов, участие в дискуссии, подготовка домашнего чтения
  • неблокирующий Блиц
    Два блица по материалам лекций и семинаров.
  • неблокирующий Эссе
    Итоговое исследовательское эссе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Блиц + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "История Российская" Василия Татищева: источники и известия, Толочко, А., 2005
  • Византийское и древнерусское искусство, Власов, В. Г., 2003
  • Древняя Русь : события и люди, Творогов, О. В., 1994
  • История России : учебник, Орлов, А. С., 2012
  • История России, Орлов, А. С., 2015
  • История Российская. Т.2: ., Татищев, В. Н., 2005
  • История Российская. Т.3: ., Татищев, В. Н., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т.2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия, Бычков, В., 1999
  • Древняя Москва XII - XV вв.; Средневековая Россия на международных путях XIV - XV вв., Тихомиров, М. Н., 1992
  • История Российская. Т.1: ., Татищев, В. Н., 2005

Авторы

  • Преображенская Анастасия Александровна