2024/2025





Азбука образовательного неравенства: теории, исследования, практики
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Лукина Анастасия Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Социальное неравенство является одной из наиболее острых и трудно преодолимых проблем современности. Тем не менее, в российском контексте эта проблема крайне редко обсуждается как в академическом, так и в широком общественном поле. Хотя образование призвано сглаживать социальные различия, исследования показывают, что дети с разным происхождением продолжают достигать различных результатов в учебе и на рынке труда, а также совершают принципиально разные образовательные и жизненные выборы. Это происходит в условиях общего кризиса социальных лифтов и обостренной проблемы «квалификационной ямы», когда получение высшего образования не гарантирует высокого статуса, престижной работы. Настоящий курс призван познакомить студентов с картиной неравенства, наблюдаемого в современном образовании. Это предполагает, с одной стороны, освоение теоретических подходов и моделей к объяснению неравенства, с другой – знакомство с современной аналитикой, статистикой и исследованиями по теме образовательного неравенства.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с современными социологическими исследованиями неравенства в образовании, а также аналитическими моделями, позволяющими объяснять, анализировать и критически осмыслять социальные процессы, порождающие и воплощающие неравенство.
Планируемые результаты обучения
- Понимание современного исследовательского контекста в отношении проблемы неравенства. Формирование представлений о неравенстве как исследовательском объекте. Освоение различных дисциплинарных перспектив на феномен неравенства.
- Знакомство с существующими аналитическими моделями социальной стратификации, освоение составляющих социального статуса, ознакомление с российским кейсом в разрезе вопросов стратификации.
- Знакомство с концепцией образовательного перехода. Освоение специфики современных образовательных переходов в России. Понимание аналитической разницы между неравенством достижений и неравенством результатов. Умение проанализировать проблему неравенства в контексте образовательного выбора.
- Ознакомление с ключевыми социологическими и экономическими теориями и моделями неравенства.
- Ознакомление с культурно-чувствительными теориями и моделями современного неравенства. Освоение концептуального аппарата представленных теорий и моделей.
- Понимание современной динамики функционирования социальных лифтов. Идентификация основных драйверов и барьеров социальной мобильности.
- Умение проблематизировать роль высшего образования как социального лифта. Идентификация имеющихся ограничений высшего образования в контексте мобильности. Освоение основных аналитических подходов к анализу высшего образования как социального лифта.
- Знание основных измерений социального неравенства. Освоение феномена интерсекциональности неравенства.
- Умение предлагать доказательные решения по борьбе с неравенством в контексте образования.
Содержание учебной дисциплины
- Что такое неравенство и как его изучать?
- Неравенство как проблема социальной структуры
- Неравенство в контексте образовательных траекторий
- Теории рационального выбора в приложении к неравенству
- Символическое пространство неравенства
- Проблема социальной мобильности
- Высшее образование – между социальной мобильностью и воспроизводством неравенства
- За пределами социально-экономического неравенства в образовании
- Как создавать социальные изменения? Способы борьбы с неравенством
Элементы контроля
- Семинарская активность
- ЭссеЗадание предполагает подготовку эссе, написанного с опорой на проведенное мини-исследование в привычном учебном контексте (в собственной группе, на публичных научных мероприятиях, на лекциях, в столовой и проч.). В рамках исследования необходимо разработать систему индикаторов возможных проявлений неравенства, а затем в рамках включенного наблюдения фиксировать факты проявления различий между студентами с точки зрения выбранного фокуса (например, гендерное социально-экономическое, этническое неравенство и проч.). Полученные результаты необходимо проанализировать с точки зрения научных источников и аналитических моделей, рассматриваемых в рамках курса.
- Креативная брейншторм сессия
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Креативная брейншторм сессия + 0.3 * Семинарская активность + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9780674988071 - Mike Savage - The Return of Inequality : Social Change and the Weight of the Past - 2021 - Harvard University Press - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2922253 - nlebk - 2922253
- 9781610448208 - Goyette, Kimberly A.; Lareau, Annette - Choosing Homes, Choosing Schools - 2014 - Russell Sage Foundation - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1069718 - nlebk - 1069718
- Author(s) Evan Schofer, John W. Meyer, & Evan Schofer. (2005). The worldwide expansion of higher education in the twentieth century. Https://Www.Ntpu.Edu.Tw/Social/Upload/P_820100307132656.Pdf.
- Danilova, E. (2017). Actual and Perceptual Social Inequality under Transformative Change in Russia and China. Europe-Asia Studies, 69(1), 27–52. https://doi.org/10.1080/09668136.2016.1273317
- Eriksson, L. (2011). Rational Choice Theory : Potential and Limits. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1525124
- Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. 25 years of transformations of higher education systems in post-Soviet countries: reform and continuity. – Palgrave Macmillan, 2018.
- Kirkham, S. (2015). Intersectionality and the social meanings of variation: Class, ethnicity, and social practice. Language in Society ; Volume 44, Issue 5, Page 629-652 ; ISSN 0047-4045 1469-8013. https://doi.org/10.1017/s0047404515000585
- Kuznets, S. (1955). Economic Growth and Income Inequality. American Economic Review, 45(1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=8746521
- Li, P., Sasaki, M. S., & Jing, T. (2006). Social Change in the Age of Globalization. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=232499
- Mählck, P. (2003). Mapping Gender in Academic Workplaces : Ways of reproducing gender inequality within the discourse of equality.
- Marginson, S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: dynamics of social stratification in inclusive systems. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD4175ED
- McCowan, T. (2015). Three dimensions of equity of access to higher education.
- Nonpersistent inequality in educational attainment:Evidence from eight European countries. (2009). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1138AE7
- Smolentseva, A. (2017). Where Soviet and neoliberal discourses meet: the transformation of the purposes of higher education in Soviet and post-Soviet Russia. Higher Education (00181560), 74(6), 1091–1108. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0111-7
- Tilly, C. (1998). Durable Inequality. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=6819
- Бедность и бедные в современной России / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. - М.: Весь Мир, 2014. - 304 с.: ISBN 978-5-7777-0575-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1012587
- Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E177901
- Бурдье, П. (2010). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste ; Различение: социальная критика суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F560260F
- Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
- Вайс, Х. Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас в заблуждение / Х. Вайс. — Москва : Высшая школа экономики, 2021. — 200 с. — ISBN 978-5-7598-2415-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/258755 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Забелина, И. А. Социально-экономическое неравенствов регионах России: подходы и методы : монография / И. А. Забелина. — Чита : ЗабГУ, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-9293-2896-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271820 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Зобнин, А. В. Рациональный выбор – это миф? Парадокс ограниченного выбора в системе парадоксов [Электронный ресурс] / А. В. Зобнин. – Москва : Инфра-М; Вузовский учебник; Znanium.com, 2014. – 44 с. - ISBN 978-5-16-102234-4 (online). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/482491
- Массовое высшее образование. Триумф БРИК? - 978-5-7598-1147-3 - Карной М., Лоялка П., Добрякова М., Доссани Р., Фрумин И., Кунц К., Тилак Дж.Б.Г., Ванг Р. - 2014 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352989 - 352989 - iBOOKS
- О чем мечтают россияне: идеал и реальность : монография / под ред. М.К. Горшкова и др. - М.: Весь Мир, 2013. - 400 с.ISBN 978-5-7777-0538-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013700
- Общество неравных возможностей: социальная структура современной России : монография / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева, В. А. Аникин [и др.] ; под. ред. Н. Е. Тихоновой. - Москва : Издательство «Весь Мир», 2022. - 422 с. - ISBN 978-5-7777-0873-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1897066
- Радаев, В. (2002). Понятие Капитала, Формы Капиталов И Их Конвертация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF1AD27C
- Хамидуллин, Н. Р. Социальные изменения в современном мире (глобализация) : учебное пособие / Н. Р. Хамидуллин. — Оренбург : ОГУ, 2015. — 101 с. — ISBN 978-5-7410-1234-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/98051 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Экономическая социология - 978-5-75980542-7 - Радаев В. В. - 2008 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352923 - 352923 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа, Тихонова, Н. Е., 2007
- Средний класс: теория и реальность, Тихонова, Н. Е., 2009
- Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике, Тихонова, Н. Е., 1999