Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Азбука образовательного неравенства: теории, исследования, практики

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Социальное неравенство является одной из наиболее острых и трудно преодолимых проблем современности. Тем не менее, в российском контексте эта проблема крайне редко обсуждается как в академическом, так и в широком общественном поле. Хотя образование призвано сглаживать социальные различия, исследования показывают, что дети с разным происхождением продолжают достигать различных результатов в учебе и на рынке труда, а также совершают принципиально разные образовательные и жизненные выборы. Это происходит в условиях общего кризиса социальных лифтов и обостренной проблемы «квалификационной ямы», когда получение высшего образования не гарантирует высокого статуса, престижной работы. Настоящий курс призван познакомить студентов с картиной неравенства, наблюдаемого в современном образовании. Это предполагает, с одной стороны, освоение теоретических подходов и моделей к объяснению неравенства, с другой – знакомство с современной аналитикой, статистикой и исследованиями по теме образовательного неравенства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с современными социологическими исследованиями неравенства в образовании, а также аналитическими моделями, позволяющими объяснять, анализировать и критически осмыслять социальные процессы, порождающие и воплощающие неравенство.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание современного исследовательского контекста в отношении проблемы неравенства. Формирование представлений о неравенстве как исследовательском объекте. Освоение различных дисциплинарных перспектив на феномен неравенства.
  • Знакомство с существующими аналитическими моделями социальной стратификации, освоение составляющих социального статуса, ознакомление с российским кейсом в разрезе вопросов стратификации.
  • Знакомство с концепцией образовательного перехода. Освоение специфики современных образовательных переходов в России. Понимание аналитической разницы между неравенством достижений и неравенством результатов. Умение проанализировать проблему неравенства в контексте образовательного выбора.
  • Ознакомление с ключевыми социологическими и экономическими теориями и моделями неравенства.
  • Ознакомление с культурно-чувствительными теориями и моделями современного неравенства. Освоение концептуального аппарата представленных теорий и моделей.
  • Понимание современной динамики функционирования социальных лифтов. Идентификация основных драйверов и барьеров социальной мобильности.
  • Умение проблематизировать роль высшего образования как социального лифта. Идентификация имеющихся ограничений высшего образования в контексте мобильности. Освоение основных аналитических подходов к анализу высшего образования как социального лифта.
  • Знание основных измерений социального неравенства. Освоение феномена интерсекциональности неравенства.
  • Умение предлагать доказательные решения по борьбе с неравенством в контексте образования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое неравенство и как его изучать?
  • Неравенство как проблема социальной структуры
  • Неравенство в контексте образовательных траекторий
  • Теории рационального выбора в приложении к неравенству
  • Символическое пространство неравенства
  • Проблема социальной мобильности
  • Высшее образование – между социальной мобильностью и воспроизводством неравенства
  • За пределами социально-экономического неравенства в образовании
  • Как создавать социальные изменения? Способы борьбы с неравенством
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Эссе
    Задание предполагает подготовку эссе, написанного с опорой на проведенное мини-исследование в привычном учебном контексте (в собственной группе, на публичных научных мероприятиях, на лекциях, в столовой и проч.). В рамках исследования необходимо разработать систему индикаторов возможных проявлений неравенства, а затем в рамках включенного наблюдения фиксировать факты проявления различий между студентами с точки зрения выбранного фокуса (например, гендерное социально-экономическое, этническое неравенство и проч.). Полученные результаты необходимо проанализировать с точки зрения научных источников и аналитических моделей, рассматриваемых в рамках курса.
  • неблокирующий Креативная брейншторм сессия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Креативная брейншторм сессия + 0.3 * Семинарская активность + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9780674988071 - Mike Savage - The Return of Inequality : Social Change and the Weight of the Past - 2021 - Harvard University Press - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2922253 - nlebk - 2922253
  • 9781610448208 - Goyette, Kimberly A.; Lareau, Annette - Choosing Homes, Choosing Schools - 2014 - Russell Sage Foundation - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1069718 - nlebk - 1069718
  • Author(s) Evan Schofer, John W. Meyer, & Evan Schofer. (2005). The worldwide expansion of higher education in the twentieth century. Https://Www.Ntpu.Edu.Tw/Social/Upload/P_820100307132656.Pdf.
  • Danilova, E. (2017). Actual and Perceptual Social Inequality under Transformative Change in Russia and China. Europe-Asia Studies, 69(1), 27–52. https://doi.org/10.1080/09668136.2016.1273317
  • Eriksson, L. (2011). Rational Choice Theory : Potential and Limits. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1525124
  • Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. 25 years of transformations of higher education systems in post-Soviet countries: reform and continuity. – Palgrave Macmillan, 2018.
  • Kirkham, S. (2015). Intersectionality and the social meanings of variation: Class, ethnicity, and social practice. Language in Society ; Volume 44, Issue 5, Page 629-652 ; ISSN 0047-4045 1469-8013. https://doi.org/10.1017/s0047404515000585
  • Kuznets, S. (1955). Economic Growth and Income Inequality. American Economic Review, 45(1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=8746521
  • Li, P., Sasaki, M. S., & Jing, T. (2006). Social Change in the Age of Globalization. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=232499
  • Mählck, P. (2003). Mapping Gender in Academic Workplaces : Ways of reproducing gender inequality within the discourse of equality.
  • Marginson, S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: dynamics of social stratification in inclusive systems. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD4175ED
  • McCowan, T. (2015). Three dimensions of equity of access to higher education.
  • Nonpersistent inequality in educational attainment:Evidence from eight European countries. (2009). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1138AE7
  • Smolentseva, A. (2017). Where Soviet and neoliberal discourses meet: the transformation of the purposes of higher education in Soviet and post-Soviet Russia. Higher Education (00181560), 74(6), 1091–1108. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0111-7
  • Tilly, C. (1998). Durable Inequality. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=6819
  • Бедность и бедные в современной России / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. - М.: Весь Мир, 2014. - 304 с.: ISBN 978-5-7777-0575-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1012587
  • Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E177901
  • Бурдье, П. (2010). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste ; Различение: социальная критика суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F560260F
  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Вайс, Х. Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас в заблуждение / Х. Вайс. — Москва : Высшая школа экономики, 2021. — 200 с. — ISBN 978-5-7598-2415-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/258755 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Забелина, И. А. Социально-экономическое неравенствов регионах России: подходы и методы : монография / И. А. Забелина. — Чита : ЗабГУ, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-9293-2896-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271820 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зобнин, А. В. Рациональный выбор – это миф? Парадокс ограниченного выбора в системе парадоксов [Электронный ресурс] / А. В. Зобнин. – Москва : Инфра-М; Вузовский учебник; Znanium.com, 2014. – 44 с. - ISBN 978-5-16-102234-4 (online). - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/482491
  • Массовое высшее образование. Триумф БРИК? - 978-5-7598-1147-3 - Карной М., Лоялка П., Добрякова М., Доссани Р., Фрумин И., Кунц К., Тилак Дж.Б.Г., Ванг Р. - 2014 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352989 - 352989 - iBOOKS
  • О чем мечтают россияне: идеал и реальность : монография / под ред. М.К. Горшкова и др. - М.: Весь Мир, 2013. - 400 с.ISBN 978-5-7777-0538-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013700
  • Общество неравных возможностей: социальная структура современной России : монография / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева, В. А. Аникин [и др.] ; под. ред. Н. Е. Тихоновой. - Москва : Издательство «Весь Мир», 2022. - 422 с. - ISBN 978-5-7777-0873-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1897066
  • Радаев, В. (2002). Понятие Капитала, Формы Капиталов И Их Конвертация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF1AD27C
  • Хамидуллин, Н. Р. Социальные изменения в современном мире (глобализация) : учебное пособие / Н. Р. Хамидуллин. — Оренбург : ОГУ, 2015. — 101 с. — ISBN 978-5-7410-1234-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/98051 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Экономическая социология - 978-5-75980542-7 - Радаев В. В. - 2008 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352923 - 352923 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа, Тихонова, Н. Е., 2007
  • Средний класс: теория и реальность, Тихонова, Н. Е., 2009
  • Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике, Тихонова, Н. Е., 1999

Авторы

  • Лукина Анастасия Андреевна