Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Поведение потребителей

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Понимание особенностей потребительского поведения создает основу для долгосрочного и успешного функционирования компании на рынке в условиях клиентоориентированности и необходимости дифференцировать предложение компании на рынке, создавая продукты, отвечающие потребностям и предпочтениям целевых клиентов. Знание потребителя, факторов, влияющих на его поведение, в том числе психологической основы принятия решений (мотивации, особенностей восприятия, памяти, эмоций), процесса принятия решений (т.е. построение предпочтений) и роли социального влияния, позволяет создать и сформировать в восприятии целевых аудиторий желаемый образ, который будет актуален как в настоящем времени, так и в долгосрочной перспективе развития бизнеса, позволяя добиться высокой степени лояльности и узнаваемости в конкурентной среде. Освоение дисциплины «Поведение потребителей» обеспечит понимание того, как потребители принимают решения и почему ведут себя определенным образом — что их мотивирует и привлекает внимание, как формируется их восприятие и что влияет на их лояльность.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение теоретических основ поведения потребителей, подходов к его пониманию и исследованию
  • формирование навыков исследования поведения потребителей для решения управленческих и маркетинговых задач
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявляет закономерности изменения социально-экономических показателей
  • Анализирует поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
  • Выбирает инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной задачей, анализирует результаты расчетов и обосновывает полученные выводы
  • Знает особенности потребительского восприятия
  • Знает принципы теории перспектив
  • Знает принципы теории подталкивания
  • Знает психологические аспекты поведения потребителей
  • Знает роли участников процесса принятия решения и их значение для принятия маркетинговых решений
  • Знает современные методы исследования потребителей
  • Знает суть основных этапов традиционной модели принятия решения потребителем и модели, формирующейся в условиях цифровой экономики
  • Знает теорию поколений, роль демографических характеристик и географического фактора в поведении потребителей
  • Знает этические принципы потребительских исследований и использования информации о потребителях
  • Знает, какую роль в поведении потребителей играют индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней среды
  • Может охарактеризовать роль неопределенности в процессе принятия решения потребителем
  • Определяет особенности модели принятия решения потребителем для планирования взаимодействия
  • Определяет особенности процесса принятия решения потребителем
  • Осуществляет сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач
  • Понимает возможности использования социологических, нейрофизиологических, психологических методов для понимания поведения потребителя
  • Понимает роль неопределенности в поведении потребителя и как это необходимо учитывать при принятии управленческих и маркетинговых решений
  • Владеет навыками обобщения результатов применения аналитических моделей разработки стратегии для получения всестороннего и целостного понимания положения организации и стоящих перед ней стратегических вызовов.
  • Учитывает характер позиций различных стейкхолдеров и оценивает последствия стратегического выбора
  • Определяет базовый набор инструментов для комплексной оценки информационно-аналитического пространства организации Заказчика
  • Владеет навыками соотнесения бизнес-задач организации и коммуникационной цели кампании, планируемой и реализуемой в интересах этой организации.
  • Владеет навыками разработки PR-стратегии и интегрированной коммуникационной тактики
  • Владеет базовыми практическими навыками, необходимыми для реализации коммуникационных кампаний в интересах организаций различных типов.
  • Знать: ключевые понятия, цели и задачи использования управления товарным ассортиментом и категорийного менеджмента в различных направлениях маркетинга; основные приемы работы на изучаемом рынке и ключевые показатели эффективности его проведения.
  • Уметь: анализировать макро- и микросреду рынка, разрабатывать концепцию управления товарным ассортиментом и категорийного менеджмента, выбирать пригодные в конкретных ситуациях методы, проводить изучение конкурентной среды и потребительских предпочтений, сегментировать и выделять целевую аудиторию потребителей, обрабатывать и анализировать результаты.
  • Иметь навыки (приобрести опыт): использования современных инструментов, применяемых в управлении товарным ассортиментом и категорийном менеджменте, получения и анализа первичной и вторичной информации о состоянии предприятия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Процесс принятия решения потребителем
  • Социально-демографические аспекты поведения потребителей
  • Психология поведения потребителей
  • Индивидуальные детерминанты поведения потребителей и факторы внешней среды
  • Исследования потребителя
  • Модели поведения потребителя
  • Этические аспекты изучения поведения потребителей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейс
    Работа над кейсом реализуется в группе до 5 студентов. Прочитайте описание ситуации и сформулируйте ответы на вопросы. Предусмотрите не менее трех вариантов решения проблемы, оцените преимущества и недостатки представленных вариантов.
  • блокирующий Письменная экзаменационная работа
    Экзамен состоит из открытых вопросов, на которые требуется дать аргументированные, целостные и релевантные в рамках курса письменные ответы.
  • неблокирующий Аналитическая записка
    Аналитическая записка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Письменная экзаменационная работа + 0.25 * Аналитическая записка + 0.25 * Кейс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 21482 - К.Санстейн; Р. Талер - Nudge: Архитектура выбора (краткое изложение) - 9785961400446 - КнигиКратко - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21482
  • Alpina - 22052 - И. Интеллект; Л.Каплан Талер; Р.Коваль - Железная хватка: Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха - 9785961442533 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22052
  • Драганчук, Л. С. Поведение потребителей : учебное пособие / Л.С. Драганчук. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-018917-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2079164
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2023
  • Новая поведенческая экономика : почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать, Талер, Р., 2022
  • Поведение потребителей : учебник / под общ. ред. О. Н. Романенковой. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. - 320 с. - ISBN 978-5-9558-0404-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1853536

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Поведение потребителей, Энджел, Дж. Ф., 1999
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005

Авторы

  • Березка Светлана Михайловна
  • Филипская Елена Владимировна
  • Дворяшина Марина Михайловна
  • Горчаков Климент Александрович