• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Дизайн исследований и основы количественного анализа данных в психологии

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – помочь студентам глубже понять как качественные, так и количественные методы исследования и стать опытными в их использовании. В рамках курса студенты познакомятся с ключевыми принципами и практикой социальных исследований. В курсе будут обсуждаться различные качественные и количественные методы исследования и то, как их можно использовать в исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с основными шагами планирования исследовательского проекта в психологии и дизайнами исследований
  • Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов
  • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
  • Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
  • Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология психологии: Психология как наука о человеке
  • Методология психологии: Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
  • Постановка проблемы исследования
  • Подготовка отчета об исследовании: Работа с академическими источниками
  • Проблемы измерения в психологии: особенности психологических измерений
  • Источники психологических данных
  • Выборка в психологическом исследовании
  • Методология психологии: Этические проблемы психологических исследований
  • Анализ количественных данных: Описательные статистики и предобработтка данных
  • Анализ количественных данных: Корреляционный анализ
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Планы исследований 1: экспериментальные планы
  • Анализ количественных данных: Дисперсионный анализ
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы
  • Анализ количественных данных: Процедура статистического вывода
  • Анализ количественных данных: Мета-анализ
  • Анализ количественных данных: Одновыборочные критерии
  • Анализ количественных данных: Сравнение двух выборок
  • Анализ количественных данных: Основы регрессионного анализа
  • Анализ количественных данных: Эксплораторный факторный анализ
  • Анализ количественных данных: Кластерный анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ статьи
  • неблокирующий Анализ данных
  • неблокирующий Квизы
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * Активность + 0.3 * Анализ данных + 0.35 * Анализ статьи + 0.25 * Квизы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9780205849574 - Barbara G. Tabachnick; Linda S. Fidell - Using Multivariate Statistics, 6th Edition - 2013 - Pearson - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1418064 - nlebk - 1418064
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин, В. Н., 2001
  • Экспериментальная психология : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Волков Б.С., Волкова Н.В. - Методология и методы психологического исследования - КноРус - 2013 - ISBN: 978-5-406-01772-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/907995
  • Исследование в психологии : методы и планирование, Гудвин, Дж., 2004
  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3015-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425218 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Экспериментальная психология : практ. курс, Солсо, Р. Л., 2003
  • Экспериментальная психология. Практикум : учеб. пособие для вузов, Богданова, Т. Г., 2002

Авторы

  • Колачев Никита Игоревич
  • Чумакова Мария Алексеевна
  • Котова Марина Викторовна