2024/2025
Социологическое мышление
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ларкина Татьяна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для студентов магистерской программы «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе». Курс наряду с такими дисциплинами как «Современное общество (раздел социологии)», «Методология и методы исследований в социологии», «Социологические контексты образования» формирует у студентов знания, навыки и компетенции в сфере современного социологического знания. Курс «Современное общество (раздел социологии)» знакомит магистрантов с категориальным аппаратом социологии. Курс «Социологическое мышление» раскрывает основные теоретические подходы в социологии. Курс «Методология и методы исследований в социологии» формирует представление о базовых методах социологии. Курс «Социологические контексты образования» демонстрирует применение социологических теорий и социологического инструментария к образованию. Главная цель освоения дисциплины «Социологическое мышление» состоит в том, чтобы познакомить студентов магистратуры, не имеющих базового социологического образования, с основными принципами и теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине.
Цель освоения дисциплины
- Курс "Социологическое мышление" преследует следующие цели: познакомить студентов без базового социологического образования с основными социологическими подходами к анализу социальной реальности посредством разбора эмпирических примеров и развить у них социологическое мышление посредством активного работы с понятиями и различениями социологической науки в интерпретации разнообразных данных; создать совместными усилиями преподавателя и студентов базу наглядных материалов, которые можно использовать в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в школах и профессиональных учебных заведениях.
Планируемые результаты обучения
- Эксплицировать элементы и их взаимосвязи различных социологических концепций.
- Оценивать обоснованность социологической интерпретации разнообразных данных.
- Иллюстрировать социологические концепты и модели примерами из произведений искусства и повседневной жизни людей.
- Выявлять и описывать посредством концептуального аппарата социологии социальные явления, представленные в массовой культуре и повседневной жизни людей.
- Представлять в письменном виде с учетом норм академической этики результаты социологической интерпретации общедоступных материалов.
Содержание учебной дисциплины
- Приглашение в социологию
- Обыденность и ее проблематизация
- Девиантное поведение и стигма
- Маргиналы, чужаки и странники
- Гендер и "битва полов"
- Деньги и хозяйственная жизнь людей
- Бюрократии и профессии
- Социальное неравенство и классовое общество
- Общественное мнение и массовые опросы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Аутсайдеры : исследования по социологии девиантности, Беккер, Г., 2018
- Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
- Социальное пространство: поля и практики, Бурдье, П., 2005
- Социологическое воображение, Миллс, Ч. Р., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- 12 лекций по гендерной социологии : учеб. пособие, Здравомыслова, Е. А., 2015
- Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим?, Бауман, З., 2015
- Социальная структура России: теории и реальность, Тихонова, Н. Е., 2014
- Социальное значение денег : деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы, Зелизер, В., 2004