• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Социология религии

Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Социологию религии в наши дни многие ученые считают «частной» или «отраслевой» дисциплиной. Этот взгляд основывается на удобном представлении об обществе как большом социальном образовании, в котором есть отдельные области или сферы, каждой из которых занимается специальная социология. Однако исторически религия не занимала место «одной из» областей социальной жизни, а в каком-то смысле если и не исчерпывала собой все главные совместные дела людей, то, во всяком случае, занимала центральное, доминирующее место. Социология, выступившая в ранний период своего становления как наследница европейской философии Просвещения и утопического социализма, как наука, противостоящая клерикализму и догматизму, должна была ответить на вопрос, как вообще возможно общество, если нет объединяющей всех религии. Современная социология возникла именно как социология религии (настолько же, насколько она была социологией экономики и права). Под влиянием социологии религии и, в свою очередь, оказывая на неё существенное воздействие, развивалась социальная и культурная антропология. Лишь постепенно социология религии приходит к своему нынешнему состоянию, но несколько крупных социологов также и в более близкое к нашим дня время посвящают религии важные труды. Можно сказать, что значение социологии религии в рамках социологии соответствует значению религии в обществе и что в последнее время оно снова возрастает. Данный курс фокусируется прежде всего на фундаментальных социологических концепциях. В рамках курса предполагается изучение классических трудов, определивших современное состояние дисциплины и, в сравнительно меньшем объёме, стандартных, широко распространённых подходов к ней как отраслевой науке. Курс читается в течение двух модулей. В первом модуле даётся общий обзор теоретико-социологической проблематики в связи с социологией религии, рассматривается социология Конта как проект новой религии, а также критика религии и концепция отчуждения в марксизме. Центральное место в первом модуле занимает социология религии Эмиля Дюркгейма и дюркгеймианцев, прежде всего, Марселя Мосса. Религия для Дюркгейма —— в некотором роде сама социальная жизнь, лишь предстающая порой в других, не религиозных формах. Центральная фигура второго модуля – Макс Вебер, для которого религия – один из основных истоков предельной, смысложизненной мотивации человека. Именно с динамикой этой мотивации и ее столкновения с тем, что Вебер называл порядками мира, связано понимание генезиса капитализма и всей культуры модерна. Основное внимание будет уделено его аргументам в «Протестантской этике», «Хозяйственной этике мировых религий» и главе «Социология религии» в книге «Хозяйство и общество». В контексте Веберовских исследований будут кратко рассмотрены подходы Георга Зиммеля и Альфреда Шюца. Среди позднейших будут фигурировать такие авторы, как Питер Бергер и Никлас Луман.