• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Торговая политика и внешнеэкономическое регулирование

Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сочетает в себе теоретические и практические компоненты, ориентированные на последующее трудоустройство в компаниях и ведомствах, курирующих торговую и внешнеэкономическую деятельность. В частности, студенты изучат практики торгового регулирования на уровне государств и международных организаций (в том числе использование тарифных и нетарифных барьеров), основы финансового регулирования. На курсе предполагается выполнение практических заданий, связанных с выходом страны на зарубежные рынки, анализом рынков и распространенных торговых практик, а также изучение отдельных кейсов (ЕАЭС, особенности взаимодействия с нормами ВТО в разных странах мира и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины – формирование у студентов научно обоснованного понимания основных направлений торговой политики государств, изучения последствий применения инструментов торговой политики для регулирования внешнеэкономической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает ключевые инструменты регулирования международной торговли;
  • Понимает основные эффекты от применения инструментов торговой политики;
  • Анализирует нормативную правовую базу
  • Ориентируется в международных торговых соглашениях
  • Определяет характерные черты внешнеэкономической политики государств;
  • Овладевает разработками и реализациями инструментов торговой политики в рамках формирования стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности.
  • Овладевает навыками научного поиска, работы с источниками, в том числе нормативными правовыми актами;
  • Понимает базовые тенденции мировой экономики и развития международных отношений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Подходы к регулированию международной торговли. Классификация инструментов торговой политики международными институтами (ЮНКТАД, ВТО).
  • Тема 2. Основные инструменты тарифного и нетарифного регулирования. Практики применения инструментов на уровне государств, международных организаций и объединений, в том числе Евразийского экономического союза.
  • Тема 3. Теоретические подходы к разработке внешнеэкономической стратегии государства. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Факторы формирования торговой политики России.
  • Тема 4. Методология взаимодействия государства и бизнеса в сфере торговой политики. Инструменты торговой политики и практические аспекты поддержки и защиты интересов национальных производителей.
  • Тема 5. Финансовые и нефинансовые меры поддержки национальных производителей.
  • Тема 6. Особенности применения инструментов торговой политики при выходе компаний на зарубежные рынки.
  • 1. Основные тренды современного развития международной торговли. Актуальные проблемы современной торговой политики. Трансформация системы регулирования международной и региональной торговли.
  • 2. Сравнительный анализ особенности тарифного и нетарифного регулирования в странах мира: кейсы США, стран ЕС, АСЕАН, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки.
  • 3. Органы ответственные за формирование торговой политики в России. Особенности тарифного и нетарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе.
  • 4. Особенности внешнеэкономической стратегии государств: кейсы ключевых экономик мира.
  • 5. Разработка слушателями предложений по трансформации внешнеэкономической стратегии Российской Федерации в условиях санкций.
  • 6. Характерные черты применения финансовых и нефинансовых мер поддержки национальных производителей, в том числе в отраслевом разрезе: кейсы ключевых экономик мира.
  • 7. Примеры применения инструментов торговой политики при выходе компаний на зарубежные рынки.
  • 8. Разработка слушателями стратегии компании по выходу на зарубежный рынок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на семинарах с докладом
    (индивидуальное задание)
  • неблокирующий Подготовка и презентация аналитической записки
    Подготовка и презентация аналитической записки в формате полиси бриф (групповое задание)
  • неблокирующий Работа на лекциях и семинарах
    Работа на лекциях и семинарах: - посещение, - участие в дискуссиях, - ответы на вопросы лектора и семинариста, - формулирование вопросов докладчикам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Выступление на семинарах с докладом + 0.4 * Подготовка и презентация аналитической записки + 0.3 * Работа на лекциях и семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Trade policy and economic welfare, Corden, W. M., 1998
  • Торговая политика Европейского Союза, Исаченко, Т. М., 2010
  • Торговая политика России, Струве, П. Б., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Applied methods for trade policy analysis : a handbook, , 1997
  • Международная торговая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры, Хасбулатов, Р. И., 2015
  • Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство, , 2006

Авторы

  • Исаченко Татьяна Михайловна