Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар: Правовые и этические основы психологической практики
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Профессиональная психологическая деятельность, в виду ее социальной значимости и индивидуально-личностной направленности, находится в дихотомическом состоянии регулирования: как со стороны правового (законодательного) нормирования, так и со стороны этико-ценностных характеристик формируемых профессиональным сообществом. Для формирования должного уровня профессиональных компетенций, профессиональным психологам, необходимо обладать как знаниями нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности, так и основами этико-ценностных ориентиров. Для решения этой образовательной задачи на образовательной программе «Психология» реализуется НИС «Правовые и этические основы психологической практики». Дисциплина реализуется междисциплинарной командой преподавателей и качественно раскрывает основы права и государства (как фундамент дальнейшего изучения специфики правового регулирования профессиональной деятельности), изучает нормативно-правовые акты в сфере психологической деятельности, поднимает дискуссионные вопросы этических основ психологической интервенции. Освоение дисциплины сопровождается обсуждением практических кейсов (case-study), анализом судебной практики, иммерсивными формами взаимодействия со студентами и плодотворными дискуссиями об ограничениях, коллизиях и специфике правовой и этической стороны профессиональной психологической деятельности. В результате освоения дисциплины, у студентов формируется высокий уровень правосознания, ответственная гражданская профессиональная позиция и этико-ценностные ориентиры в практической деятельности.
Цель освоения дисциплины
- 1. Формирование навыков поиска информации в каталогах печатных ресурсов; 2. формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; 3. усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; 4. формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; 5. формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.
Планируемые результаты обучения
- Владеть навыками анализа информационной сферы с позиции правового регулирования и оперировать основной терминологией информационного права.
- Владеть навыками правовой грамотности и правовой осознанности.
- знать и ориентироваться в базовой юридической терминологии; знать систему права и основы нормотворчества и правоприменения; знать значение и роль толкования права и основы юридической техники.
- Знать и ориентироваться в основных категориях информационного права и правового регулирования сети Интернет.
- Студент знает основные конституционные нормы регулирующие деятельность психолога в различных сферах труда.
- Студент знает основные положения Трудового кодекса РФ. Может анализировать соответствующую судебную практику.
- Студент знает основные этические принципы организации научного исследования
- Студент знает основные этические принципы публикации научного исследования
- Студент знает основные этические принципы работы психолога сформулированные в этических кодексах различных психологических ассоциаций.
- Студент знает роль и место этического кодекса в системе нормативного регулирования деятельности психолога.
- Студент знает структуру должностных инструкций и их взаимосвязь с положениями Трудового кодекса РФ.
- Студент знает уровни и основные типы нормативной документации в работе психолога в различных сферах труда.
- Студент может самостоятельно выделить уровни своего профессионального решения: нормативно-правовой, этический, нравственный.
- Студент может самостоятельно найти необходимую литературу в каталоге печатных ресурсов, необходимый журнал в электронной подписке.
- Студент может самостоятельно найти статью по заданной теме в базах данных JSTOR, ScienceDirect, PsycArticles
- Студент способен выделить в конкретной проблемной профессиональной ситуации этические составляющие и спланировать свои профессиональные действия.
- Студент способен различать этические профессиональные нормы и нормы этического кодекса.
- Уметь оценивать правовые ограничения профессиональной деятельности в информационной сфере, в том числе в сети Интернет.
- Уметь соотносить и разграничивать юридические категории дисциплины государства и права.
Содержание учебной дисциплины
- Сущность и ценность права и государства. Роль и значение в профессиональной и повседневной жизни.
- Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога
- Гражданское и трудовое законодательство
- Перечень этических принципов практического психолога.
- Этические нормы проведения психологических исследований
- Этические принципы публикации результатов научных исследований
- Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога.
- Этические дилеммы и модели их решения. Анализ кейсов.
- Этика в работе с группой
- Введение в информационное право. Правовое регулирование сети Интернет.
- Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный.
- Нормативная документация в работе практического психолога
Элементы контроля
- Домашнее задание №2Анализ кейса
- Тест
- Домашнее задание №1Кодификация и анализ отзывов о работе психолога исходя из правовых и этических норм осуществления профессиональной деятельности.
- Аудиторная работа: активность (1 часть)
- Аудиторная работа: активность (2 часть)
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.5 * Аудиторная работа: активность (1 часть) + 0.5 * Домашнее задание №1
- 2024/2025 3rd module0.3 * Аудиторная работа: активность (2 часть) + 0.3 * Домашнее задание №2 + 0.4 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Campbell, L. F. (2010). APA Ethics Code Commentary and Case Illustrations (Vol. 1st ed). Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=996747
- Eckdish Knack, R. (2018). Doing Right: Evolution of Ethics at APA. Planning, 84(11), 41. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=133541710
- Ekmekci, P. E. (2017). An increasing problem in publication ethics: Publication bias and editors’ role in avoiding it. Medicine, Health Care, And Philosophy, 20(2), 171–178. https://doi.org/10.1007/s11019-017-9767-0
- FIRMIN, M. W., DEWITT, K., SMITH, L. A., ELLIS, H. M., & TIFFAN, N. M. (2018). Academic Differences between the Nasp and Apa Ethical Codes. Education, 139(2), 74. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=134289379
- Gensler, H. J. (2018). Ethics : A Contemporary Introduction (Vol. Unabridged). Nueva York [Estados Unidos]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650434
- Gerald Young. (2017). Revising the APA Ethics Code. [N.p.]: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1588936
- Graf, C. (2017). The Pillars of Publication Ethics and Research Integrity: Spread the Word. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.658AAAE3
- Kıraç, F. S. (2016). An aspect to the publication ethics subject in the open access online journals. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.78643EF4
- Knapp, S., & VandeCreek, L. (2012). Practical Ethics for Psychologists : A Positive Approach (Vol. Second edition). Washington, District of Columbia: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=991871
- Lamb, M., & Williams, B. A. (2019). Everyday Ethics : Moral Theology and the Practices of Ordinary Life. Washington, DC: Georgetown University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2269593
- Leach, M. M., & Harbin, J. J. (1997). Psychological Ethics Codes: A Comparison of Twenty-four Countries. International Journal of Psychology, 32(3), 181–192. https://doi.org/10.1080/002075997400854
- N. Rushby J., & Н. Рашби Д. (2018). Publication ethics — moral principles and cultural dissonance ; Публикационная этика: моральные принципы и культурный диссонанс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.43330DD8
- O’Donohue, W. T. (2016). Oppression, Privilege, Bias, Prejudice, and Stereotyping: Problems in the APA Code of Ethics. Ethics & Behavior, 26(7), 527–544. https://doi.org/10.1080/10508422.2015.1069191
- Paul, H. (2018). The Scientific Self: Reclaiming Its Place in the History of Research Ethics. Science And Engineering Ethics, 24(5), 1379–1392. https://doi.org/10.1007/s11948-017-9945-8
- ŞENOL, L. (2018). Scientific research and publication ethics: Kocaeli University sample. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6A20E25B
- Ventura, M. (2018). Ethics : Past, Present and Future Perspectives. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1782235
- Алла Вадимовна Шаболтас. (n.d.). «Искусство профессии психолога – не «продавить», а договориться с ребенком». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fiskusstvo-professii-psihologa-ne-prodavit-a-dogovoritsya-s-rebenkom
- БАЛАШОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. (2016). Правовое Регулирование Интернет- Отношений: Основные Проблемы И Практика Реализации В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.81309E63
- Карлова, Е. (2012). Этический Кодекс Как Механизм Оптимизации Деловых Коммуникаций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.829E874A
- Нагорянская, М. И. (2017). Нормативное обеспечение организации работы с документами. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D6104
- Сегень, В. В. (2017). Нормативное регламентирование управления документами организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E2C1DB9
- Черепанова, М. (2013). Этический Кодекс В Контексте Социальной Философии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E34DC7E0
- Шаболтас, А. (2012). К Обсуждению Проекта Этического Кодекса Российского Психологического Общества. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 16. Психология. Педагогика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14399993
Рекомендуемая дополнительная литература
- Giovanni Sartor. (2006). Privacy, Reputation, and Trust: Some Implications for Data Protection. EUI-LAW Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.erp.euilaw.p0040