Магистратура
2024/2025
Письменные памятники раннединастической эпохи
Статус:
Курс обязательный (Классический и современный Восток: языки, культуры, религии)
Направление:
58.04.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык:
русский
Кредиты:
9
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса учащиеся знакомятся с документами из клинописных архивов начала и середины III тыс. до н.э. Предполагается охватить тексты из древних городов Сирии (прежде всего, Эбла, Телль-Бейдар) и Южной Месопотамии (прежде всего, Шуруппак, Телль-Абу-Салабих, Ниппур, Гирсу). Студенты узнают об особенностях языка и формуляра разных типов хозяйственно-административных и правовых документов. Также указанные тексты исследуются как источник по социально-экономической истории древнего Ближнего Востока в раннединастическую эпоху.
Цель освоения дисциплины
- Памятники Раннединастической эпохи на шумерском и аккадском (прежде всего эблаитском диалекте) языках относятся к наиболее трудным для интерпретации среди всех текстов клинописного корпуса. Задача курса - научить студентов переводить эти документы и интерпретировать их в контексте истории древней Передней Азии этого периода.
Планируемые результаты обучения
- Умеет переводить и интерпретировать литературные тексты Раннединастического периода на шумерском и эблаитском языках
Элементы контроля
- Экзамен
- Работа на семинарахНа семинарах студенты читают и анализируют исторические источники (главным образом письменные тексты, но также памятники архитектуры и искусства) и обсуждают с преподавателем вопросы социально-экономической, политической и культурной истории на основании рассматриваемого источника и научной литературы, прочитанной в качестве домашнего задания. В устных выступлениях на семинарах студент должен демонстрировать усвоение материала лекций, тщательность подготовки домашнего задания, активность участия в общей дискуссии, умение критически интерпретировать исторические источники и научную литературу, умение излагать собственное мнение и вести дискуссию об исторических проблемах. Оценка выставляется за каждый семинар.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module1 * Работа на семинарах
- 2024/2025 4th module0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Van de Mieroop, M. (2016). A History of the Ancient Near East, Ca. 3000-323 BC (Vol. Third edition). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021678
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kouwenberg, N. J. C. (2010). The Akkadian Verb and Its Semitic Background. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448600