• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Критический анализ шумерских текстов"

Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты знакомятся с текстами, относящимися к разным этапам развития шумерского языка. Особое внимание уделяется административным архивам и частно-правовым документам разных периодов, двуязычным (шумеро-аккадским) памятникам шумерской литературы, известным по табличкам I тыс. до н.э, а также шумерским литературным произведениям, происходящим из старовавилонских писцовых школ. Помимо этого, изучаются особенности старовавилонского шумерского языка, на котором написаны царские надписи из Южной и Северной Вавилонии. Также исследуется формуляр составленных на шумерском языке правовых документов старовавилонской эпохи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание шумерских экономических архивов и современных методов их исследования
  • владение основными литературными текстами старовавилонского периода, известными в многочисленных копиях (манусткриптах)
  • понимание места разных типов текстов при описании шумерской грамматики
  • знание широкого круга шумерологической литературы по различным проблемам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • четкое представление о всей совокупности шумерских текстов III тысячелетия
  • понимание возможностей, которые разные тексты дают для изучения грамматики, и ограничений
  • знания описанных хозяйственных архивах III тысячелетия
  • понимание современных научных способов собирания и изучения подобных архивов
  • комментированное чтение "декады" - десяти литературных текстов, использовавшихся при обучении писцов в старовавилонской школе
  • анализ грамматических и поэтических особенностей литературных текстов
  • знания научной литературы, описывающей грамматику и орфографию старовавилонских шумерских текстов
  • знание основных литературных текстов III тысячелетия и их грамматики
  • знание особенностей нелитературных шумерских текстов старовавилонского периода
  • представления о двуязычии в документах
  • представление о взглядах на устройство шумерского языка старовавилонских писцов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • тема 1: Источники для описания грамматики шумерских текстов III тысячелетия
  • тема 2: Экономические тексты III тысячелетия (административно-хозяйственные и частно-правовые документы)
  • тема 3: Литературные тексты на шумерском языке (III тысячелетия и старовавилонского периода) и их грамматический анализ
  • тема 4: Нелитературные шумерские тексты старовавилонского периода и их роль в грамматических описаниях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы)
  • неблокирующий Report
  • неблокирующий In-class assignment
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * In-class assignment + 0.2 * Report + 0.3 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы) + 0.3 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы)
  • 2024/2025 4th module
    0.2 * In-class assignment + 0.2 * Report + 0.3 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы) + 0.3 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы)
  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * In-class assignment + 0.3 * Report + 0.2 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы) + 0.3 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы)
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * In-class assignment + 0.3 * Report + 0.2 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы) + 0.3 * участие в дискуссии во время занятия (предполагает самостоятельное чтение источников и литературы)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An introduction to the grammar of sumerian, Zolyomi, G., 2017
  • The lives of Sumerian sculpture : an archaeology of the early dynastic temple, Evans, J. M., 2012
  • The Oxford handbook of grammaticalization, , 2011
  • The Sumerians, Woolley, C.L., 1929

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A history of mathematics : from Mesopotamia to modernity, Hodgkin, L., 2013
  • A history of social justice and political power in the Middle East : the Circle of justice from Mesopotamia to globalization, Darling, L. T., 2013
  • Ancient perspectives : maps and their place in Mesopotamia, Egypt, Greece, and Rome, , 2012
  • Basic linguistic theory. Vol.3: Further grammatical topics, Dixon, R. M. W., 2013
  • Case and grammatical relations : studies in honor of Bernard Comrie, , 2008
  • Mesopotamia : ancient art and architecture, Bahrani, Z., 2017
  • New reflections on grammaticalization, , 2002
  • The invention of enterprise : entrepreneurship from ancient Mesopotamia to modern times, , 2010

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Визирова Екатерина Юльевна