Бакалавриат
2024/2025
Математический анализ 1 (углублённый курс)
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент математики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Лобанов Сергей Григорьевич
Язык:
русский
Кредиты:
10
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Математический анализ-1» не требует какой бы то ни было предварительной математической подготовки сверх обычной программы средней школы; начиная со второго модуля требуются многочисленные сведения из курса «Линейная алгебра». В ней последовательно изучаются основы дифференциального исчисления функций одной и нескольких переменных. В частности, рассматриваются методы решения задач о безусловных и условных экстремумах, методы исследования выпуклости или вогнутости функций многих переменных, теорема о неявной функции для векторных систем уравнений, теорема об огибающей. Основные положения дисциплины «Математический анализ-1» используются при изучении следующих дисциплин: «Математический анализ-2», «Математика для экономистов», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Эконометрика», «Дифференциальные и разностные уравнения».
Цель освоения дисциплины
- Добиться усвоения студентами теоретических основ, базовых результатов и теорем математического анализа, а также основных математических приемов и правил формального анализа и решения различных математических задач на основе полученных теоретических знаний.
- Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы многомерного математического анализа
- Обеспечить запросы других разделов математики, использующих возникающие в математическом анализе конструкции
- Научить слушателей давать оценку предельного поведения различных функций
- Продемонстрировать возможность исследования зависимости экстремумов от параметров
- Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
- Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения
- Знать связь производной и производной по направлению. Уметь применять производные и дифференциалы высших порядков в различным формах записи формулы Тейлора. Уметь искать безусловные и условные экстремумы функций многих переменных. Уметь применять теорему о неявной функции к векторным уравнениям. Знать теоремы об огибающей для безусловных и условных экстремумов. Уметь использовать различные критерии выпуклости или вогнутости функций.
- Студенты должны знать определение непрерывности функции в данной точке, локальные свойства непрерывных функций (ограниченность, сохранение знака), свойства непрерывных на отрезке функций (теорема Вейерштрасса). Знать о непрерывности результатов арифметических операций и операции образования композиции, примененных к непрерывным функциям, знать о непрерывности элементарных функций. Уметь применять метод интервалов для решения произвольных неравенств.
- Студенты должны знать приложения теоремы об огибающей для экономической интерпретации множителей Лагранжа для некоторых задач экономической теории (теневые цены (shadow price), тождество Роя, лемма Шепарда и другие свойства спроса по Хиксу).
- Студенты должны знать различные критерии компактности множеств в конечномерных пространствах и свойства непрерывных на компакте функций. Знать о компактности образа компактного множества и об аналоге теоремы Вейерштрасса для линейно связных компактах, о замкнутости прообраза замкнутого и открытости прообраза открытого множества при непрерывном отображении, о равномерной непрерывности непрерывных на компакте функций.
- Студенты должны изучить базовое понятие математического анализа - предел функции по данной базе. Знать основные разновидности баз, общие свойства пределов по базе и многое другое, упомянутое в описании раздела.
- Студенты должны получить сведения для продолжения изучения математического анализа. Обозначения для различных числовых множеств. Понятие отображения множеств, образа и прообраза множества при заданном отображении. И еще многие обозначения и понятия, упомянутые в описании раздела.
- Студенты должны уметь использовать векторный и координатный способы записи векторных функций. Знать возможности изображение графика, понятия линии и поверхности уровня числовых функций векторного аргумента. Знать связь предела векторной функции с пределами числовых компонентов данной функции. Уметь применять полярные координаты для вычисления пределов функций двух переменных.
- Студенты должны уметь строить графики функций с учетом исследования промежутков возрастания или убывания и промежутков выпуклости или вогнутости функций. Искать локальные экстремумы и точки перегиба функций. Применять правило Лопиталя и формулу Тейлора для вычисления пределов. Оценивать точность приближения с помощью Формулы Тейлора с остатком в форме Лагранжа.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Пределы числовых функций
- Раздел 1. Пределы числовых функций (окончание)
- Раздел 2. Непрерывные числовые функции
- Раздел 3. Дифференцируемые числовые функции
- Раздел 4. Пределы векторных функций
- Раздел 5. Непрерывные векторные функции
- Раздел 6 Дифференцируемые векторные функции
- Раздел 7. Некоторые приложения многомерного анализа
Элементы контроля
- Домашнее задание №1К сумме усоловных единиц,набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].
- Контрольная работа №1 в течение 160 минутКонтрольная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания контрольной работы оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. По итогам контрольный работы студент может быть освобожден от решения некоторых из задач 1,2,3,4 экзамена (ставится заранее условная единица за задачу): если сумма условных единиц принадлежит соответственно промежутку [4,5;5,5), [5,5;6,5), [6,5;7,5), [7,5;10].
- Письменный экзамен 160 минутЭкзаменационная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. К сумме условных единиц, набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки, совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].
- Контрольная работа №2 в течении 160 минутКонтрольная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания контрольной работы оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. По итогам контрольный работы студент может быть освобожден от решения некоторых из задач 5,6,7,8 экзамена (ставится заранее условная единица за задачу): если сумма условных единиц принадлежит соответственно промежутку [4,5;5,5), [5,5;6,5), [6,5;7,5), [7,5;10].
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleЭкзаменационная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. К сумме условных единиц, набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].Экзаменационная работа состоит из 10 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в одну условную единицу. В случае неполного решения оценка может дробиться. К сумме условных единиц, набранных студентом на письменном экзамене, добавляется слагаемое -1 за каждую из непринятых к моменту начала экзамена задач данного студенту варианта Домашнего задания. Далее полученная сумма служит основанием для итоговой экзаменационной оценки совпадающей с номером промежутка, содержащего итоговую сумму условных единиц, [0;1.5), [1.5;3), [3;4.5), [4,5;5.5), [5,5;6.5), [6,5;7.5), [7,5;8.5), [8,5;0), [9;9.5), [9,5;10].
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fundamental methods of mathematical economics, Chiang, A. C., 2005
- Mathematical methods and models for economists, Fuente de la, A., 2000
- Бурмистрова, Е. Б. Линейная алгебра : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Б. Бурмистрова, С. Г. Лобанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 421 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425852 (дата обращения: 28.08.2023).
- Линейная алгебра : учебник и практикум для бакалавров, Бурмистрова, Е. Б., 2014
- Линейная алгебра, дифференциальное исчисление функций одной переменной : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
- Математический анализ и дифференциальные уравнения : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
- Математический анализ. Т. 1: ., Зорич, В. А., 2015
- Основы математического анализа. Ч.1: ., Фихтенгольц, Г. М., 2002
- Основы математического анализа. Ч.1: ., Фихтенгольц, Г. М., 2006
- Основы математического анализа. Ч.2: ., Фихтенгольц, Г. М., 2002
- Сборник задач и упражнений по математическому анализу : учеб. пособие для вузов, Демидович, Б. П., 2003
- Сборник задач по математике для ВТУЗов: в 4 ч.. Ч.1: Линейная алгебра и основы математического анализа, Болгов, В. А., 1993
Рекомендуемая дополнительная литература
- Mathematics for economists, Simon, C. P., 1994
- Математические методы оптимизации и экономическая теория, Интрилигатор, М., 2002
- Математический анализ. Т. 2: ., Зорич, В. А., 2015
- Основы математического анализа. Ч.1: ., Ильин, В. А., 2002
- Основы математического анализа. Ч.2: ., Ильин, В. А., 2002