• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Дискретная математика

Статус: Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателя с основами разделов математики, необходимых для разработки и анализа алгоритмов, но остающихся за рамками традиционных вводных математических курсов. Среди рассматриваемых тем: арифметика остатков, формализм множеств и отношений, частичные порядки, графы, булевы функции и схемы, элементы комбинаторики, формальной логики, теории алгоритмов, функционального программирования. Поскольку курс адресован вчерашним школьникам, особое внимание уделяется строгости математических рассуждений: знакомству с логико-математическим языком, простейшим приемам доказательств, понятиям индукции и рекурсии и пр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания студентами ключевых положений информатики, математической логики и теории алгоритмов, необходимых для практического использования на последующих этапах обучения и в профессиональной сфере деятельности будущего специалиста.
  • Изучение логических основ информатики и основных концепций, которые позволяют студентам получить базовое представление об эффективных способах разработки программного обеспечения.
  • Формировании у студентов компетенций, связанных с базовыми понятиями, которые составляют основу программирования, и позволяют сделать процесс проектирования программ и программирования более легким и эффективным.
  • Формирование у студентов навыков логического и алгоритмического мышления при реализации решения поставленной задачи в виде программы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выполнение англоязычного компьютерного теста за второй семестр
  • Выполнение англоязычного компьютерного теста за первый семестр
  • Выполнение компьютерного теста за второй модуль
  • Выполнение компьютерного теста за первый модуль
  • Выполнение компьютерного теста за третий модуль
  • Выполнение компьютерного теста за четвертый модуль
  • Изучить логические основы информатики и основные концепции, которые позволяют студентам получить базовое представление об эффективных способах разработки программного обеспечения.
  • Научиться математике.
  • Овладение навыками представления несложных понятий на языке логики предикатов.
  • Развитие навыков решения элементарных задач арифметики целых чисел.
  • Формирование аксиоматического представления о множествах; развитие навыка доказывания и использования тождеств алгебры множеств и алгебры бинарных отношений.
  • Развитие навыка решения задач о сравнении множеств по мощности.
  • Развитие навыка решения стандартных комбинаторных задач на основе теоретико-множественного формализма.
  • Формирование понятия об отношениях порядка и эквивалентности; навык решения задач о них в абстрактной постановке; знакомство с началами экстремальной комбинаторики.
  • Развитие навыков формализации и решения различных задач на языка теории графов; знакомство с основами экстремальной комбинаторики.
  • Знакомство с дискретными вариантами основных понятий анализа; развитие навыков решения линейных рекуррентных соотношений, простых разностных уравнений и вычисления частичных сумм последовательностей.
  • Развитие навыка решения комбинаторных задач с помощью производящих функций.
  • Формирование понимания рекурсии и индукции как базовых идей дискретной математики и информатики; развитие навыков индуктивных доказательств в различных ситуациях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык математики
  • Индукция и рекурсия
  • Основы арифметики
  • Основы теории множеств
  • Мощность множеств
  • Начала комбинаторики
  • Порядки и эквивалентости
  • Основы теории графов
  • Конечные разности и рекурренты
  • Производящие функции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Э 2
    Письменная экзаменационная работа проводится в сессию после модуля 2.
  • неблокирующий Э 4
    Письменная экзаменационная работа проводится в сессию после модуля 4.
  • неблокирующий КР 1
    Письменная контрольная работа проводится в конце модуля 1.
  • неблокирующий КР 2
    Письменная контрольная работа проводится в конце модуля 2.
  • неблокирующий ДЗ 2
    Домашнее задание в модулях 1 и 2 выдается частями, каждую из которых следует сдавать в установленные сроки. Преподаватель вправе потребовать от любого студента "защитить" (т.е. изложить устно, отвечая на возникающие при этом вопросы) решение любой из зачтенных этому студенту задач ДЗ. В случае неуспешной защиты, баллы за соответствующую часть ДЗ могут быть снижены, в т.ч. до нуля. Некоторые задачи отмечены как задачи "повышенной сложности"; остальные считаются "обыкновенными".
  • неблокирующий ДЗ 4
    Домашнее задание в модулях 3 и 4 выдается частями, каждую из которых следует сдавать в установленные сроки. Преподаватель вправе потребовать от любого студента "защитить" (т.е. изложить устно, отвечая на возникающие при этом вопросы) решение любой из зачтенных этому студенту задач ДЗ. В случае неуспешной защиты, баллы за соответствующую часть ДЗ могут быть снижены, в т.ч. до нуля. Некоторые задачи отмечены как задачи "повышенной сложности"; остальные считаются "обыкновенными".
  • неблокирующий КР 3
    Письменная контрольная работа проводится в конце модуля 3.
  • неблокирующий КР 4
    Письменная контрольная работа проводится в конце модуля 4.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.09 * ДЗ 2 + 0.105 * КР 1 + 0.105 * КР 2 + 0.7 * Э 2
  • 2024/2025 4th module
    0.09 * ДЗ 4 + 0.105 * КР 3 + 0.105 * КР 4 + 0.7 * Э 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Extremal combinatorics : with applications in computer science, Jukna, S., 2011
  • Generatingfunctionology, Wilf, H. S., 1990
  • Logic and structure, Dalen van, D., 2004
  • Numerical partial differential equations : finite difference methods, Thomas, J. W., 1995
  • Алгебра и теория чисел : сборник задач для математических школ, Алфутова, Н. Б., 2002
  • Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов, Лавров, И. А., 2004
  • Исчисление конечных разностей : учеб. пособие для ун-тов, Гельфонд, А. О., 1967
  • Комбинаторика, Виленкин, Н. Я., 2015
  • Комбинаторика, Холл, М., 1970
  • Лекции о производящих функциях, Ландо, С. К., 2007
  • Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Ч.1: Начала теории множеств, Верещагин, Н. К., 2017
  • Лекции по теории графов : учеб. пособие, Емеличев, В. А., 2009
  • Математическая индукция, Шень, А., 2007
  • Математическая логика, Клини, С. К., 1973
  • Мир Лиспа. Т. 1: Введение в язык Лисп и функциональное программирование, Хювенен, Э., 1990
  • Незнайка в стране графов, Мельников, О. И., 2014
  • Основы теории чисел : учебник для вузов, Виноградов, И. М., 1972
  • Теория множеств, Куратовский, К., 1970

Авторы

  • Сысоева Алевтина Александровна
  • Оруджева Альбина Александровна
  • Дашков Евгений Владимирович