Бакалавриат
2024/2025
Цифровая грамотность
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кирина Маргарита Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность» специально для студентов образовательных программ «Филология» и «История» и направлен на формирование компетенций в области работы с данными и цифровой техникой. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Сети. Также будут обсуждаться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для сохранения культурного наследия и создания сайтов.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в учёбе и жизни, а также формирование начальных компетенций в области работы с данными с учетом специфики гуманитарной сферы.
Планируемые результаты обучения
- Студент способен защищать свою цифровую личность и обеспечивать гигиену своего цифрового пространства (например, в социальных сетях и при использовании ленты новостей)
- использовать современные средства коммуникации для организации групповой работы и учебных взаимодействий (электронную почту, мессенджеры, системы организации групповых пространств хранения информации)
- создавать, использовать и обеспечивать работоспособность собственного цифрового пространства (способен выбрать необходимые устройства для своих задач, настроить её для собственной работы, подключить к требуемым ресурсам, защитить устройства, их систему и сеть с помощью правильной настройки устройств, сети, антивирусной/антиспам системы)
- безопасно и этично вести себя в Сети (умеет пользоваться магазинами приложений, умеет отличать фейковые медиа-сообщения от реальных, проверять качество информации, умеет отличать спам-письмо от настоящего, умеет отличать настоящий сайт от фишингового, умеет использовать безопасное подключение к сайтам)
- самостоятельно осваивать цифровые инструменты для решения возникающих задач за счёт обращения к источникам информации в Сети и внутренней справке инструментов
- организовывать офисную работу с применением современных офисных систем, таких как MS Office, LibreOffice, Google Docs, систем архивации: умеет оформлять документы в соответствии со стандартами оформления, использовать электронные таблицы для простой обработки и визуализации данных, подготовки презентаций для отчётов о собственной работе, архивации и распаковки архивов;
- использовать персональные данные и информационные технологии в соответствиями с требованиями государства, в том числе в области защиты персональных данных
- корректно использовать программное обеспечение и результаты творчества других людей с учётом требований лицензий
- искать и отбирать информацию для организации своей работы в Сети и среди готовых текстовых файлов и электронных таблиц;
- анализировать свою и чужую работу с цифровыми ресурсами, создавать и оптимизировать инструкции для самого себя и своих коллег, следовать инструкциям
- структурировать информацию и определять правила хранения и структурирования информации
- будет осознавать возможности больших данных и будут способны ответить на вопросы специалиста о задаче из своей области
- создавать проекты для сохранения культурного наследия с помощью компьютерных технологий
- использовать цифровые ресурсы для поиска информации, научно-исследовательской и проектной деятельности
- создавать сайты с помощью блочного конструктора Tildа для представления результатов исследования или проектной работы.
Содержание учебной дисциплины
- Медиаграмотность
- Компьютерная безопасность
- Интернет-грамотность
- Академическая грамотность
- Юридическая грамотность в Сети
- Компьютерная грамотность
- Техническая грамотность: документы и облака
- Техническая грамотность: таблицы
- Основы больших данных
- Техническая грамотность: презентации
- Цифровое сохранение культурного наследия
- Сайты
Элементы контроля
- КонтрольнаяНЭКонтрольная, основанная на Спецификации НЭ по ЦГ 2024-25 года. Спецификация и демонстрационный вариант заданий опубликованы и доступны в курсе «Учебник по Цифровой грамотности» Синхронный, очный элемент контроля. Контроль проводится один раз.
- Аудиторные (и домашние) практические работыМножественное задание: состоит из 13 оцениваемых заданий. Совмещённый элемент контроля.
- Групповой проектМножественное задание: состоит из 5 оцениваемых заданий. Совмещенный элемент контроля с обязательной очной защитой.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleФормула по 8-балльной шкале 0,25 * КонтрольнаяНЭ 0,25 * Аудиторные (и домашние) практические работы 0,3 * Групповой проект Комментарий к формуле: Пункт ПОПАТКУСа 69. Независимый экзамен может иметь факультативные или обязательные дисциплины-пререквизиты, включенные в учебный план образовательной программы. Степень обязательности дисциплин-пререквизитов определяется в программе независимого экзамена или в иных локальных нормативных актах, описывающих особенности формирования компетенций. Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Правила получения оценок 9 и 10 за дисциплину-пререквизит указаны в пунктах 74 и 77 ПОПАТКУСа: https://www.hse.ru/docs/551872110.html Оценки 9 и 10 можно получить перезачётом результатов Независимого экзамена по Цифровой грамотности или Внешней оценки.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10244-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442471 (дата обращения: 28.08.2023).
- Миркин, Б. Г. Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450262 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- 399 - Д.Балуев - Секреты приложений Google - 9785961420463 - Alpina - Альпина Паблишер - 2010 - https://hse.alpinadigital.ru/book/399
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
- Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
- Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827