Бакалавриат
2024/2025
Введение в языкознание
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Блинова Ольга Владимировна,
Брыкова Александра Андреевна,
Заика Наталья Михайловна,
Попова Татьяна Ивановна,
Риехакайнен Елена Игоревна,
Тискин Даниил Борисович
Язык:
русский
Кредиты:
8
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая часть изучения дисциплины охватывает проблемы лексикологии, семантики и прагматики.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
- Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
- Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
- Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
- Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
- Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
- Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
- Студент формулирует с базовые понятия социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, оперирует основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятиям и средствам текстовой связности. Студент описывает генетическую классификацию языков мира.
- Внятно излагает существующие в языках наборы грамматических категорий и показывает связь между морфологическим и иными уровнями языковых явлений
- Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
- Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
- Студент описывает устройство информационной структуры в корректных терминах, анализирует семантику грамматических конструкций
- Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленными в языках, и описывает их значения.
Содержание учебной дисциплины
- Язык как предмет лингвистики
- Лексическая семантика
- Введение в лингвистические дисциплины
- Семантика грамматических категорий
- Фонетика
- Семантика синтаксических структур
- Фонология
- Прагматика
- Морфемика
- Устройство морфологических категорий
- Основные подходы к устройству синтаксических структур
- Основные синтаксические единицы и явления
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- ЭкзаменПроводится письменно в аудитории и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
- Домашнее задание (2)Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
- Экзамен (2)Проводится письменно в аудитории и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
- Контрольная работаСамостоятельные работы по тематическим блокам согласно логике курса Количество: 2 работы в модуль Формат: очно
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0,6*Oэкз1 + 0,4*Одз1
- 2024/2025 4th module0,2*Одз2 + 0,3 * Окр2 + 0,5*Оэкз2 В ведомость выставляется Итоговая1 = 0,5*Оц1 + 0,5 *Оц2
- 2025/2026 2nd module0,2*Одз3+ 0,3 *Окр3 + 0,5*Оэкз3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
- Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
- Chelliah, S. L., & Reuse, W. J. de. (2011). Handbook of Descriptive Linguistic Fieldwork. Springer.