2024/2025
Информационные системы
Статус:
Маго-лего
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Касьяненко Дарья Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предоставляет студентам знания и навыки в области создания, внедрения и эксплуатации информационных систем, включая методологии и стандарты управления ими. Студенты изучат стадии жизненного цикла информационных систем и научатся реализовывать соответствующие процессы. Они также приобретут практические навыки в описании бизнес-процессов, формировании требований при проектировании и создании информационных систем, выборе технологического стека и способов интеграции системы в корпоративный IT-ландшафт.
Цель освоения дисциплины
- Получить представление об основных процессах, инструментах, технологиях, используемых при создании, внедрении и эксплуатации информационных систем, навыков постановки задач для технических специалистов IT-отрасли на понятном им языке
Планируемые результаты обучения
- определять класс системы, которую необходимо внедрить в ситуации конкретной бизнес-потребности;
- выбирать поставщика информационной системы заданного класса;
- выполнять поиск системы, удовлетворяющей заданной бизнес-потребности и формулировать критерии выбора информационной системы.
- применять инструменты IT-разработки: багтрекеры, системы версионного контроля;
- работать в системе версионного контроля Git;
- создавать и назначать тикеты в багтрекере
- выявлять бизнес-процессы компании;
- описывать бизнес-процессы с помощью схем;
- работать в инструментах CASE-проектирования при описании бизнес-процессов;
- составлять схемы в нотации eEPC
- составлять ценностное предложение в формате Value Proposition Canvas;
- проектировать пользовательский путь (Customer Journey Map);
- формировать бизнес-требования;
- отрисовка эскизов экранов (wireframes) с учетом оптимального расположения элементов пользовательских интерфейсов
- определять архитектуру хранения и обработки данных в конкретной ситуации;
- проектировать схему хранения данных в формате ER-диаграммы;
- определять ключевые сущности хранения
- различать виды технологических стеков и историю их развития и особенности практического применения различных технологических стеков;
- иметь представление о ключевых языках программирования и фреймворки, области их применения
- определять особенности корпоративной культуры организации;
- выстраивать рабочий процесс, используя знание об особенностях функционирования организаций;
- определять тактику управления разработкой в зависимости от корпоративной культуры компании
- ориентироваться в требованиях к документированию при создании информационных систем в соответствии с ГОСТ;
- составлять технические задания по ГОСТ;
- проводить нормоконтроль, поиск ошибок в технической документации
- осуществлять базовые операции по техническому обслуживанию системы в консоли на удалённом сервере;
- выполнять подключение к удаленному серверу через терминал по протоколу SSH;
- использовать базовые консольные команды операционных систем семейства GNU/Linux;
- выполнять чтение и редактирование конфигурационных файлов
- выбирать формат обмена данными;
- определять способы интеграции информационной системы в существующий корпоративный IT-ландшафт
- определять наиболее актуальные угрозы в конкретной ситуации;
- выявлять риски и планировать мероприятия в области информационной безопасности;
- создать модели угроз;
- планировать мероприятия по защите информации
Содержание учебной дисциплины
- Введение в информационные системы.
- Методологии и инструменты создания информационных систем.
- Проектирование бизнес-процессов.
- Функциональное проектирование информационных систем.
- Системы хранения и обработки данных.
- Технологический стек.
- Принципы проектного управления.
- Стандарты документирования при разработке информационных систем.
- Управление информационными системами и IT-инфраструктурой.
- Интеграция информационных систем в корпоративный IT-ландшафт.
- Информационная безопасность при проектировании корпоративных систем.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеПроцедура пересдачи: Результаты выполнения домашнего задания №3 не подлежат пересдаче на повышенное количество баллов. Повторная сдача задания в случае получения оценки «неудовлетворительно» возможна только по окончанию экзаменационной сессии. При повторной сдаче студенты выполняют то же самое задание, но на основе другого проекта. Критерии оценки задания в случае пересдачи остаются теми же. Процедура сдачи: Результатом работы команды студентов должен являться документ, созданный через сервис Google/яндекс. Документы по шаблону, куда студент добавит ссылку на диа- грамму с описанием бизнес-процессов в diagrams.net. Название файла должно содержать номер группы, фамилию, имя и название занятия. Перед отправкой выставляются настройки доступа к документу: «Настройки доступа», «Разрешить доступ всем, у кого есть ссылка», уровень доступа «Комментатор». Далее отправляется ссылку на файл с ДЗ в форму в LMS каждым членом команды. Преподаватель в течение недели оставляет обратную связь на выполненную работу.
- Итоговый тест по темам №1-6
- Проектное заданиеПроцедура пересдачи: Результаты выполнения проектного задания по дисциплине в модуле не подлежат пересдаче на повышенное количество баллов. Повторная сдача задания в случае получения оценки «неудовлетворительно» возможна только по окончанию экзаменационной сессии. При повторной сдаче студенты выполняют то же самое задание, но на основе другого проекта. Критерии оценки задания в случае пересдачи остаются теми же. Процедура сдачи: Результатом работы команды студентов должен являться отчёт о выполнении задания, в котором будут перечислены участники группы и зоны ответственности каждого, приведены ссылки на Gitlab, проектную папку и финальный вариант Технического задания. Название файла с отчётом должно содержать номер группы и название команды. Перед отправкой выставляются настройки доступа к документу: «Настройки доступа», «Разрешить доступ всем, у кого есть ссылка», уровень доступа «Комментатор». Ссылка на файл с задание отправляется в форму в LMS за неделю до заключительного вебинара. Преподаватель в течение недели смотрит выполненные работы, а затем на заключительном вебинаре заслушивает доклады проектов. Доклад должен быть представлен в виде демонстрации Технического задания с рассказом о ключевых требованиях.
- Итоговый тест по темам №7-12
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Итоговый тест по темам №1-6 + 0.2 * Итоговый тест по темам №7-12 + 0.3 * Проектное задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информационные системы - Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. - Издательство ФОРУМ - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1832410 - 1190679 - ZNANIUM
- Нестеров, С. А. Основы информационной безопасности / С. А. Нестеров. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 324 с. — ISBN 978-5-507-48149-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/341267 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Проектирование информационных систем : учебник и практикум для вузов / Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А. В. Золотарюк, Н. Б. Ничепорук ; под общей редакцией Д. В. Чистова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15923-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510287 (дата обращения: 27.08.2024).
- Советов, Б. Я. Базы данных : учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07217-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510752 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Григорьев, М. В. Проектирование информационных систем : учебное пособие для вузов / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01305-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512729 (дата обращения: 27.08.2024).