Бакалавриат
2024/2025
Общий менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Васильев Филипп Валерьевич,
Макшеева Александра Дмитриевна,
Павлова Екатерина Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Целью изучения курса является формирование представлений о современных концепциях и технологиях менеджмента, условиях и факторах, повлиявших на его формирование, а также понимание системного видения организации и ее окружения.Дисциплина представляет теоретическую базу менеджмента. Курс рассматривает основные функции, задачи и подходы современного менеджмента. В результаты освоения дисциплины студенты узнают положения теории практики управления, изучают методы принятия решений и управления в современной организации. После прохождения дисциплины студенты узнают базовые концепции менеджмента, умеют анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины «Общий менеджмент» является формирование системы знаний, умений и практических навыков, необходимых для управления современной организацией на разных уровнях менеджмента, и развитие способности и готовности адекватно и эффективно использовать их для достижения целей развития организации.
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление об соотношении процессов глобализации и регионализации, новом регионализм. Понимает соотношение глобального, регионального., национального уровней регулирования, а также уровня ТНК. Имеет представление об теоретической концепции глобального экономического регулирования и эволюции теоретических концепций, влияние деятельности ТНК на систему глобального экономического регулирования и международный бизнес.
- Может объяснить базовые понятия, теории и концепции менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
- Может объяснить, как менялись концепции организации, какое влияние это оказывало на изменение подходов к управлению
- Может определить ключевые элементы внутренней и внешней среды организации, имеет представление об актуальных методах их анализа.
- Способен объяснить роль миссии организации, отличить ее от цели, знает основные принципы целеполагания, может формулировать цели по SMART, строить дерево целей
- Умеет анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
- Умеет выявлять основные факторы, определяющие поведение человека в организации на индивидуальном (напр., мотивация), групповом и организационном уровнях (напр., корпоративная культура)
- Сформированы представления о том, что такое корпоративная социальная ответственность, формах и методах ее претворения в жизнь.
- Может объяснить основные концепции и технологии управления процессами и операциями
Содержание учебной дисциплины
- Введение в менеджмент. Эволюция управленческой мысли.
- Целеполагание в менеджменте
- Внутренняя и внешняя среда организации
- Основы управления и планирования
- Организационные структуры предприятий. Подходы к менеджменту
- Концепция жизненного цикла компании и отрасли
- Показатели эффективности системы менеджмента. Управление в организации через мотивацию
- Менеджмент в глобальном масштабе
- Бизнес-этика и корпоративная социальная ответственность
Элементы контроля
- Аудиторная работаУчастие в дискуссиях, результаты устных опросов, презентации, правильность решения задач и кейсов как индивидуально, так и в рамках командной работы.
- Контрольная работаВ форме теста из 30 вопросов и 2 открытых вопроса. Каждый вопрос теста оценивается в 1 балл, каждый открытый вопрос оценивается в 5 баллов. Максимальное количество баллов, которые может набрать студент - 40. Оценивается по количеству правильных ответов
- ЭкзаменЭкзамен проводится в форме теста из 30 вопросов и 2 открытых вопроса. Каждый вопрос теста оценивается в 1 балл, каждый открытый вопрос оценивается в 5 баллов. Максимальное количество баллов, которые может набрать студент - 40. Экзамен оценивается по количеству правильных ответов.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Менеджмент. MBA. : Учебник, Дафт, Р., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 19097 - П.Хейг - Управленческие концепции и бизнес-модели: Полное руководство - 9785961424928 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19097
- Alpina - 850 - И. Адизес - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - 9785961432817 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850
- Маркетинг менеджмент. 15-е изд. - 978-5-4461-0422-2 - Котлер Ф., Келлер К. Л. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/340124 - 340124 - iBOOKS
- Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.] ; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01165-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511247 (дата обращения: 27.08.2024).
- Основы менеджмента : Учебник, Мескон, М.Х., 2013