• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Предварительное следствие и дознание

Статус: Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать базовыми знаниями по дисциплинам «Теория государства и права», «Судебная власть и правоохранительные органы», «Конституционное право России», «Уголовное право (Общая часть»), «Уголовное право (Особенная часть)», «Уголовно-процессуальное право». Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - категории, понятия, институты и основные нормы уголовно-процессуального права; - действующую систему органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации, их структуру и компетенцию, основы правового статуса сотрудников органов предварительного следствия и дознания; - полномочия органов предварительного следствия и дознания; - криминалистическую тактику и методику; - нормативно-правовые акты, регулирующие уголовный процесс, в их системном единстве, в том числе общепризнанные принципы и нормы международного права в этой сфере, судебную практику; 2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов; 3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - составления процессуальных документов; - анализа законности, обоснованности и мотивированности правоприменительных решений в сфере уголовного судопроизводства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами теоретических знаний в области уголовного судопроизводства (досудебного производства);
  • выработка навыков анализа источников уголовно-процессуального права и использования принципов и норм уголовно-процессуального права в практической деятельности юристов;
  • выработка практических навыков применения уголовно-процессуальных норм, производства процессуальных действий, принятия процессуальных решений и их оформления во всех стадиях уголовного судопроизводства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает институты приостановления и прекращения предварительного расследования, возобновления предварительного расследования, окончание предварительного расследования с направлением уголовного дела прокурору. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает методику расследования отдельных видов преступлений, криминалистическую характеристику отдельных видов преступлений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает общую характеристику стадии возбуждения уголовного дела, права и обязанности лиц, принимающих участие в проверке сообщения о преступлении, проверочные мероприятия, виды решений, принимаемых в результате проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает общую характеристику стадии предварительного расследования, формы предварительного расследования, различие между предварительным следствием и дознанием. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности доказывания, предварительного расследования по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает порядок обжалования решений, действий (бездействия) в досудебном производстве, порядок рассмотрения и разрешения ходатайств. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает процедуру дознания и дознания в сокращенной форме, особенности дознания. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает систему органов предварительного расследования, компетенцию органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, соотношение их полномочий. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает систему следственных действий, характеристику следственных действий, порядок привлечения в качестве обвиняемого, криминалистическую тактику, виды тактических приемов. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает, что является доказательствами по уголовному делу, виды ошибок, допускаемых органами предварительного расследования, последствия наличия нарушений и ошибок в уголовном деле, компетенцию органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, по признанию доказательств недопустимыми. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает понятие международного сотрудничества, его значение и формы, основные черты взаимодействия правоохранительных органов с должностными лицами иностранных государств. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает понятие уголовно-процессуального принуждения, понимает меры уголовно-процессуального принуждения, различия задержания, мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, характеристику мер уголовно-процессуального принуждения. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает понятие участников уголовного судопроизводства на досудебных стадиях, тх права и обязанности. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает институт специальных знаний на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, права и обязанности специалиста, эксперта, переводчика, педагога, психолога, как используются полученные специальные знания в доказывании по уголовным делам. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Система органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание; структура; правовой статус сотрудников и их полномочия
  • Тема 2. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела
  • Тема 3. Общая характеристика стадии предварительного расследования
  • Тема 4. Дознание и дознание в сокращенной форме, общие и отличительные черты
  • Тема 5. Институт специальных знаний в уголовном судопроизводстве на досудебных стадиях
  • Тема 6. Меры уголовно-процессуального принуждения в стадии предварительного расследования
  • Тема 7. Обжалование действий (бездействия), решений должностных лиц и постановлений суда в досудебном производстве. Ходатайства в стадии предварительного расследования
  • Тема 8. Следственные действия. Привлечение в качестве обвиняемого. Криминалистическая тактика
  • Тема 9. Методика расследования отдельных видов преступлений
  • Тема 10. Приостановление и прекращение предварительного следствия и дознания
  • Тема 11. Ошибки, допускаемые органами предварительного расследования, влекущие признание доказательств недопустимыми, возвращение уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ и являющиеся основанием для отмены приговора
  • Тема 12. Особенности досудебного производства по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц
  • Тема 13. Международное сотрудничество органов предварительного следствия и дознания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационное задание состоит из двух задач повышенной сложности по проблемам читаемого курса. При выполнении экзаменационной работы не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами (в том числе, электронными). В ходе решения каждой задачи студент должен продемонстрировать: способность отобрать релевантные факты; способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; способности проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного процесса и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; способность чётко и последовательно излагать решение; корректный юридический язык и стиль изложения. На написание экзамена отводится 90 минут. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • неблокирующий Видеоролик
    В рамках данного задания студенты организовываются в группы, состоящие из 2-3 человек, с целью создания видеоролика, который будет посвящен преступлениям, совершенным на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Время совершения преступления, о котором будет готовиться ролик, не имеет значения. Съемки производятся на месте преступления, около помещений следственных органов, расследовавших преступление, а также около судов, избиравших меры пресечения или принимавших иные меры процессуального принуждения. Важно отметить, что съемка видеоролика исключительно внутри помещений, не имеющих прямого отношения к рассказываемому событию, запрещена. Видеоролик должен содержать информацию о совершенном преступлении (в форме краткой фабулы), участниках уголовного судопроизводства, процессуальных действиях, произведенных в рамках данного дела, мерах процессуального принуждения, сложностях, возникших при расследовании уголовного дела, а также другие подробности, относящиеся к предварительному расследованию. Жанр видеоролика (интервью, репортаж, видеоклип и т.д.) определяется авторами ролика самостоятельно. Важно отметить, что данная работа должна быть выполнена полностью самостоятельно, без использования уже существующего материала из интернета или других источников. Требование к видеоролику: - минимальная продолжительность – не менее 10 минут; - максимальная продолжительность – не более 25 минут; - привлечение иных лиц (с их согласия) съемкам допустимо; - участие авторов в сюжете видеоролика необязательно; - использование специальных программ и инструментов при съемке и монтаже приветствуется и самостоятельно решается авторами; - при монтаже ролика могут использоваться фотографии, таблицы, схемы, архивные материалы и т.п.;
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    РО дисциплина = Ос+k1·Ов+k2·Оэкзамен, где РОдисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов), Ос– оценка за работу на семинарских занятиях (максимум – 1 балл), k1 = 0,2, Ов – оценка за видеоролик (максимум – 10 баллов); k2= 0,7 Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине является окончательной оценкой по дисциплине и отображается в приложении к документу об образовании и о квалификации. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Уголовный процесс - Смирнов А. В., Калиновский К. Б. - Юридическое издательство Норма - 2019 - https://znanium.com/catalog/product/993593 - 453116 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безлепкин Б.Т. - Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е издание - 978-5-392-23534-6 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/33676 - 33676 - PROSPECT

Авторы

  • Шиловская Полина Александровна
  • Юсифов Юсиф Махияддин Оглы