• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Эпиграфика и нумизматика Востока

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного курса – познакомить студентов с текущим состоянием исследований эпиграфики и нумизматики средневекового Востока, а также с методами, применяемыми в этой области. Основное внимание будет уделено тюркским эпиграфическим памятникам, бытовавшим на огромной территории от Центральной Азии до Поволжья. Попутно будут рассматриваться иноязычные надписи (согдийские, китайские, арабские и др.), тесно примыкающие к тюркским памятникам в плане эпиграфики (выполненные на тех же носителях, т.е. в составе двух- и трехъязычных надписей) или с точки зрения историко-культурного контекста. На фоне античных памятников эпиграфики и нумизматики, памятники тюркоязычного Востока имеют свою специфику: помимо своеобразия алфавитов, они характеризуются совершенно иным распределением типов надписей, иной топографией и геометрией носителей.В рамках лекционного курса будут рассмотрены следующие темы, касающиеся истории бытования средневековых тюркских памятников: классификация памятников, их периодизация, системы письма (алфавиты, общие принципы графики и орфографии, особенности направления письма и расположения строк), палеография (история изменения графем), текстология памятников и их историко-культурная интерпретация. В ходе семинарских занятий будут отработаны навыки чтения и анализа памятников эпиграфики, в том числе с привлечением современных подходов, основанных на 3D-документации поверхностей с надписями и методах фотограмметрии.Данный курс состоит из двух блоков: «Памятники орхоно-енисейской письменности» и «Арабографичные памятники».Первый блок посвящен памятникам т.н. рунической письменности древних тюрков, известных с территории Монголии, Южной Сибири, Западного и Восточного Туркестана и датируемых VII-XI вв. Для эпиграфистов и палеографов надписи этого круга носят несомненную ценность с общеметодологической точки зрения, поскольку они выполнены оригинальным алфавитом, разработанным, по-видимому, специально для нанесения тюркских надписей на каменные поверхности. Также они характеризуются очень специфичной орфографической системой, замечательно приспособленной для целей эпиграфики. Кроме того, памятники орхоно-енисейской руники являются важнейшим источником по раннесредневековой истории Центральной Азии и смежных земель. Ряд крупных памятников этого круга – в первую очередь, т.н. «царские» надписи Монголии – оказываются незаменимыми при изучении политической, экономической и этнокультурной истории этого региона во второй половине I тыс. н.э. Отдельно будут рассмотрены тесно примыкающие к эпиграфическим рукописные памятники древнетюркской руники.Наряду с этим студенты получат основные сведения о прочих руноподобных письменностях евразийских степей, дешифровка и интерпретация которых традиционно является одной из труднейших задач востоковедения. Будет рассмотрен ряд эпиграфических и нумизматических памятников этого круга, в первую очередь – надписи, выполненные т.н. восточноевропейской (доно-кубанской, хазарской) руникой.Второй блок посвящен более позднему периоду тюркской истории и значительной более западной части тюркского ареала. Он охватывает период, последовавший за исламизацией подавляющей части тюркского мира, в результате чего основной системой письма, использовавшейся тюрками в том числе в целях эпиграфики и нумизматики, оказалась арабская. В рамках этого блока будут рассмотрены, прежде всего, памятники арабографичной тюркской эпиграфики, бытовавшей на территории Среднего Поволжья с XIII в. и далее. Часто эти памятники двуязычны: религиозные термины и формулы приводятся на арабском языке, в то время как даты и прочая апеллятивная лексика даются по-тюркски. Кроме того, в отличие от рунических надписей, которые лишь единично представлены в нумизматическом материале, арабографичные надписи на монетах, происходящих с территорий средневековых тюкрских государств, весьма многочисленны. Благодаря этому становится возможным рассмотреть в рамках курса не только эпиграфический материал, но и памятники нумизматики.Данный курс предназначен для студентов, владеющих основами турецкого и арабского языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данного курса – познакомить студентов с текущим состоянием исследований эпиграфики и нумизматики средневекового Востока (прежде всего – памятников древнетюркской руники с территории Центральной Азии и тюркских арабографичных памятников с территории Среднего Поволжья), а также с методами, применяемыми в этой области.
  • Студент имеет представление об основных группах эпиграфических памятников средневекового Востока, понимает принципы их классификации.
  • Студент имеет представление о типах надписей с точки зрения носителей, об особенностях топографии и геометрии носителей.
  • Студент умеет отличать различные виды и типы письма, использовавшегося в эпиграфике средневекового Востока (прежде всего, изводы древнетюркского рунического письма и арабского письма), понимает общие принципы графики и орфографии, особенности направления письма и расположения строк.
  • Студент знает периодизацию памятников средневекового Востока, имеет представление о палеографии этих памятников, способен датировать памятник на основе характерных палеографических примет.
  • Студент имеет навыки чтения памятников тюркской эпиграфики, а также арабоязычных фрагментов в эпиграфическом материале, знает основные системы транслитерации и транскрипции эпиграфического материала.
  • Студент знает историю изучения памятников тюркской рунической и арабографичной эпиграфики.
  • Студент имеет представление о новейших методах документации эпиграфических памятников средневекового Востока.
  • Студент имеет навыки чтения тюркских и арабских надписей на монетах, а также способен интерпретировать нумизматический материал в историко-культурном ключе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание различных пошибов финикийского письма. Умение переводить и анализировать текст на финикийском языке.
  • Умение переводить и анализировать текст на древнееврейском языке. Знание синтаксических конструкций, встречающихся в тексте. Знание основной лексики текста.
  • Знает специфику работы с эпиграфическим материалом
  • Умеет читать и переводить простые эпиграфические памятники
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Греческая эпиграфика
  • 4. Тема 8. Финикийская эпиграфика.
  • 5. Тема 10. Древнееврейская эпиграфика римского периода. Письма Бар-Кохбы.
  • Византийская нумизматика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Работа на семинаре
    Работа на семинарах проводится в форме дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы. В устных выступлениях на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий. Оценка за текущий контроль (накопленная оценка) формируется по результатам работы студентов на семинарах (учитываются как вовлеченность в дискуссию, так и качественный уровень выступлений). Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается как арифметическое среднее оценок, полученных на всех семинарах. За пропущенный семинар выставляется оценка 0. Студент имеет право пересдать семинар, пропущенный по уважительной причине. Формат пересдачи определяется преподавателем в рабочем порядке.
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Работа на семинаре + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Famerie, E. (2009). Epigraphique grecque. Bibliographie. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsorb&AN=edsorb.39796

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Enzo Passa, & Olga Tribulato. (2019). The Paths of Greek : Literature, Linguistics and Epigraphy. Berlin/Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2246494
  • Horsley, G. H. R. (1998). Epigraphy as an “ancilla” to the study of the Greek Bible : a propos of a recent anthology of inscriptions. Biblica, 79(2), 258–267. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000221366
  • Kanellou, M., Petrovic, I., & Carey, C. (2019). Greek Epigram From the Hellenistic to the Early Byzantine Era. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2102531
  • Martin Alain. (2004). B.H. McLEAN, An Introduction to Greek Epigraphy of the Hellenistic and Roman Periods from Alexander the Great down to the Reign of Constantine (323 B.C. - A.D. 337). L’antiquité Classique, (1), 487. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.2004.num.73.1.2554.t1.0487.0000.2
  • Rhoby, A. (2016). Methods of self-representation in Byzantine inscriptional epigrams: some basic thoughts. France, Europe: ENS Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.46AE1D8E
  • Smith, S. D. (2019). Greek Epigram and Byzantine Culture : Gender, Desire, and Denial in the Age of Justinian. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2112074

Авторы

  • Савельев Александр Владиславович
  • Хомченкова Варвара Валентиновна