2024/2025
Философия
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь)
Где читается:
Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Прозументик Кирилл Витальевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
14
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение философии в рамках исторического бакалавриата преследует две цели. Прежде всего, это развитие метакогнитивных способностей студентов — способностей к мышлению в предельных понятиях и к критической рефлексии по поводу мировоззренческих проблем и категорий (категорий бытия, познания, времени, смысла, развития, исторического процесса, памяти и забвения); важно подчеркнуть, что такая рефлексия в рамках курса осуществляется как в формах индивидуального «всматривания» в структуру проблемы с последующей феноменологической дескрипцией (результатом такой дескрипции могут становиться авторские философские тексты, эссе), так и в формах философского диалога. Вторая цель, преследуемая нашим курсом — освоение студентами истории философии как особой формы интеллектуальной культуры, — позволяет создать своего рода систему осмысляющих контекстов, в рамках которых становятся более понятны формы мышления (и соответствующие им ценности, мотивы поступков) людей конкретных исторических эпох, изучаемых нашими студентами в рамках конкренто-исторических дисциплин.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения;
- рецепция идей и понятийного аппарата древневосточной, античной, средневековой, но¬воевропейской, русской и современной западной философии;
- формирование у студентов герменевтических навыков на основе имманентного и интер¬текстуального анализа классических философских текстов;
- создание условий для овладения навыками самостоятельной работы с первоисточниками;
- формирование у студентов способности ориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания;
- овладение навыками самостоятельного анализа различных дискуссий по философской проблематике;
- формирование у студентов способности интерпретации различных явлений и процессов внешнего и внутреннего мира с точки зрения их философского смысла;
- развитие критического мышления студентов на основе историко-философского и компаративистского анализа выдающихся философских систем и концепций;
- формирование у студентов умения самостоятельно устанавливать связи между философской и социально-экономической проблематикой;
- развитие способности видеть широкий исторический контекст, в котором возникают и эволюционируют философские системы и концепции;
- расширение кругозора студентов и формирование системного мышления в области гуманитарных наук; углубление общегуманитарной подготовки студентов;
- формирование у студентов коммуникативных способностей, а также навыков работы в группе (команде); способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и кооперации;
- развитие способности ценить и бережно относиться к историческому, религиозному, интеллектуальному и художественному наследию и культурным традициям разных народов;
- формирование гражданской ответственности, а также способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
Планируемые результаты обучения
- Вычленяет научную сущность в изучаемых проблемах
- Сравнивает концепции античных и средневековых философов
- Сравнивает концепции античных философов
- Сравнивает концепции немецких философов
- Сравнивает концепции русских и западных философов
- Сравнивает концепции современных западных философов
- Сравнивает концепции средневековых философов и философов эпохи Возрождения
- Сравнивает концепции философов Нового времени и философов второй половины XIX в.
- Сравнивает концепции философов эпохи Возрождения и философов Нового времени
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Философия как область знания
- Раздел 2. Античная философия.
- Раздел 3. Средневековая философия.
- Раздел 4. Философия эпохи Возрождения
- Раздел 5. Философия Нового времени
- Раздел 6. Немецкая классическая философия
- Раздел 7. Философия второй половины XIX в.
- Раздел 8. Русская философия
- Раздел 9. Западная философия ХХ в.
Элементы контроля
- Письменная работаПересказ классической книги по философии или её раздела.
- СеминарыУстный разбор тем семинарских занятий по философии
- ЭкзаменУстный экзамен по билетам
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.2 * Письменная работа + 0.5 * Семинары + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236 (дата обращения: 28.08.2023).
- Ретюнских, Л. Т. Философия : учебник для академического бакалавриата / Л. Т. Ретюнских. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 357 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9073-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433021 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кочеров, С. Н. Философия : учебник для прикладного бакалавриата / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429051 (дата обращения: 28.08.2023).
- Оганян, К. М. Философия человека : учебник для академического бакалавриата / К. М. Оганян. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09621-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434399 (дата обращения: 28.08.2023).