• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Лингвистика в задачах

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Один из наиболее эффективных способов получения знаний о лингвистике и о языках мира — это решение самодостаточных лингвистических задач, то есть задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала. Вот пример небольшой лингвистической задачи: Даны числительные языка башкарик (Пакистан): 12 – dūodaš, 21 – akobīš, 54 – čorodašodūbīš, 79 – ak kam čorbīš Напишите на этом языке: 24, 39, 49. Если разделить слова на части и проанализировать их, становится понятно, как устроена система счёта в языке башкарик и чем она отличается от привычных нам систем числительных: во-первых, её основанием является число 20; во-вторых, в ней важную роль играет вычитание. Таким образом, человек, решая эту задачу, получает представление о том, как могут быть устроены числительные в языках мира; к полученному новому знанию при необходимости даётся комментарий преподавателя, освещающий проблему более глубоко. Предлагая слушателям самим решать несложные лингвистические задачи, мы представим нелингвистам основные понятия науки о языке. Будут рассмотрены ключевые разделы лингвистики (фонетика, морфология, синтаксис, семантика), а также некоторые более частные вопросы (системы числительных, письменность). Кроме того, мы поговорим о языковом разнообразии мира и о родстве языков, сравнивая русский язык с близко родственными ему славянскими языками. Решение самодостаточных лингвистических задач является одним из наиболее эффективных способов приобщения людей к лингвистике. Первые образцы жанра были опубликованы А. А. Зализняком в 1963 году; в 1965 году возникла Традиционная олимпиада по языковедению и математике, в 2003 году — Международная олимпиада по лингвистике, где предлагаются задачи именно такого типа. Курс будет интересен широкому кругу слушателей как из числа студентов НИУ ВШЭ, так из числа внешних слушателей; в частности, важной частью целевой аудитории могут стать школьные учителя русского языка, иностранного языка и математики, которые занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по лингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство слушателей, не имеющих лингвистического образования, с основными понятиями языкознания путём решения самодостаточных лингвистических задач, т.е. задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть основными методами анализа синтаксических структур
  • Владеть основными методами лингвистической антропологии
  • Владеть основными методами сравнительно-исторического языкознания и уметь применять их к славянским языкам
  • Владеть типологией систем письма
  • Владеть типологией систем числительных в языках мира
  • Знать основные особенности диалектов руского языка и других его нестандартных вариантов
  • Знать основные особенности искусственных знаковых систем
  • Знать основные понятия морфологии и морфемики
  • Знать основные понятия семантики
  • Знать основные понятия фонетики и фонологии
  • Уметь решать задачи на искусственные знаковые системы
  • Уметь решать задачи на нестандартные варианты русского языка
  • Уметь решать задачи на славянские языки
  • Уметь решать задачи на соотношение языка и окружающей действительности
  • Уметь решать задачи на чсилительные
  • Уметь решать задачи по морфологии и морфемике
  • Уметь решать задачи по семантике
  • Уметь решать задачи по синтаксису
  • Уметь решать задачи по фонетике и фонологии
  • Уметь решать задачи про системы письма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика и фонология
  • Системы письма
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Семантика
  • Системы числительных
  • Нестандартные варианты русского языка
  • Славянские языки в сравнении с русским
  • Искусственные знаковые системы
  • Язык и окружающая действительность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение лингвистических задач на семинарах и дома
  • неблокирующий Решение лингвистических задач на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.45 * Решение лингвистических задач на семинарах и дома + 0.45 * Решение лингвистических задач на семинарах и дома + 0.1 * Решение лингвистических задач на экзамене
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История письма : пер. с нем., Фридрих, И., 2001
  • Общая морфология. Введение в проблематику : учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов, Плунгян, В. А., 2012
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
  • Русская диалектология : учебник для вузов, Пожарицкая, С. К., 2005
  • Семиотика, или азбука общения : учеб. пособие, Крейдлин, Г. Е., 2004
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Историческая грамматика русского языка : фонетика, морфология: учебник для вузов, Галинская, Е. А., 2016
  • Лингвистические задачи : учебное пособие, Норман, Б. Ю., 2018
  • Общеславянский язык, Мейе, А., 2000
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2013
  • Семиотика, или Азбука общения : учеб. пособие, Крейдлин, Г. Е., 2013

Авторы

  • Сомин Антон Александрович
  • Пиперски Александр Чедович