• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

От клинописи до эмодзи: история и теория письма

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В представлении обычного человека письменности устроены следующим образом: есть «русский алфавит», он же кириллица, есть «английский алфавит» и есть всякие «закорючки-иероглифы» – японские, китайские, корейские, арабская вязь и т.п. В реальности же всё устроено гораздо сложнее.Курс ставит перед собой две противоположные цели. Первая – показать, сколь разнообразен мир письменностей и чем различаются системы письма разных языков (большинство из которых как раз таки иероглифами не является). Вторая же – показать то общее, что в них есть: даже если внешне письменности совершенно друг на друга не похожи, структурно они могут быть абсолютно идентичны.В рамках курса предполагается как исторический, так и типологический подход. Основные письменности мы будем рассматривать в хронологическом порядке: шумерская клинопись, древнеегипетские и китайские иероглифы, письменности Средиземноморья, письмо ацтеков и майя, финикийское письмо, слоговые письменности Индии, европейские алфавиты начиная с греческого и т.п. Но также на эти и другие древние и современные системы письма мы будем смотреть с точки зрения их структуры и поиска общих черт. Отдельно мы будем говорить о дешифровке древних письменностей, которая часто представляет собой настоящий лингвистический детектив.Важную часть курса составят самодостаточные лингвистические задачи, в которых слушателям будет необходимо самостоятельно анализировать слова и тексты, записанные разными системами письма, и разбираться в том, как работает та или иная письменность, например:Даны русские имена и их упрощенная запись по-корейски в перепутанном порядке:Маша, Нина, Дима, Надя, Даша, Таня, Саша(1) 마샤 (2) 사샤 (3) 다샤 (4) 디마 (5) 니나 (6) 나댜 (7) 타냐Задание 1. Установите правильные соответствия.Задание 2. Запишите по-русски: 미샤, 다냐, 나타샤.Курс предлагается для 4 модуля. Курс доступен для всех желающих, хотя студентам, знакомым с основами языкознания (в первую очередь, фонетики), будет несколько проще.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить понятие о системах письма
  • Знать историю возникновения и развития систем письма, их типологию
  • Уметь определять по внешнему виду язык и систему письма, дать ей характеристику
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет и характеризует основные признаки системы письма. Описывает этапы возникновения письма
  • Описывает этапы возникновения соответствующих разделу систем письма. Описывает их основные типологические характеристики. Определяет язык и соответствующие письменности по отрывку текста. Решает задачи на материале соответствующих систем письма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие о письме. Предписьменности. Счёт
  • Китайская иероглифика и другие иероглифические письменности
  • Письменности народов Америки
  • Шумерское письмо и другие системы клинописи
  • Древнеегипетская иероглифика
  • Древние словесно-слоговые и слоговые системы письма
  • Финикийское письмо
  • Алфавиты Ближнего Востока
  • Алфавиты Индии
  • Алфавиты Юго-Восточной Азии
  • Греческий, этрусский, латинский и другие европейские алфавиты
  • Славянские системы письма
  • Орфография и её реформирование. Искусственные системы письма
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
    Активность на семинарах: ответы, выполнение заданий
  • неблокирующий Домашние работы
  • неблокирующий Итоговая работа
    Итоговая письменная работа с вопросами по истории систем письма, теории систем письма и определение письменностей по фрагменту текста
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Activity + 0.3 * Домашние работы + 0.5 * Итоговая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История письма : пер. с нем., Фридрих, И., 2001
  • Федорова, Л. Л. История и теория письма : учебное пособие / Л. Л. Федорова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 560 с. — ISBN 978-5-9765-1025-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176580 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Происхождение славянской письменности : учеб. пособие для гимназий и вузов, Папина, А. Ф., 2004

Авторы

  • Сомин Антон Александрович