2024/2025
Торговая политика стран-регионов и конкурентоспособность компаний
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Кафедра торговой политики
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Отв. за дисциплину - проф. Данильцев АВ.
После подачи заявок на дисциплину проводится отбор через Анкетирование (вопросы про основной профиль обучения, Mотивацию, готовность изучать сложные англоязычные статьи, бэкграунд в данной области, рейтинг, опыт обучения в гибриде, когда занятия транслируются из аудитории и т.д.).
Современный этап развития международных экономических связей характеризуется усилением конкуренции в глобальном масштабе, в том числе между традиционными центрами мирового хозяйства. В связи с этим представляется крайне актуальным изучение основных инструментов и методов осуществления внешнеэкономической политики основными странами – участницами международной торговли как по отдельности, так и в рамках интеграционных группировок (например, ЕС, USMCA, ЕАЭС, АСЕАН) в целях обеспечения конкурентоспособности национальных производителей. Особое значение эта тема приобретает в условиях деятельности ВТО, выступающей за унификацию правил применения мер внешнеэкономического регулирования, и в то же время – интенсификации регионального сотрудничества и заключения региональных и мегарегиональных торговых соглашений. Присоединение РФ к ВТО в 2012 г. и участие в международных торговых спорах, функционирование ЕАЭС с 2015 г., санкционная политика, регулирование электронной торговли, обращения криптовалют, потоков Big Data и другие аспекты системы МЭО требуют более детального внимания к данной тематике.
Цель освоения дисциплины
- Исследование современных форм и тенденций развития международных экономических отношений.
- Объяснение основ регулирования международной торговли, как базовой формы международных экономических отношений.
- Предоставление студентам теоретических знаний в области международной конкурентоспособности фирмы и факторов, ее формирующих.
- Развитие у студентов навыков определения и рекомендации для бизнес-структур наиболее эффективных мер снижения последствий возможного негативного влияния изменений внешне-экономической политики государства (в т.ч. торговой политики).
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит инструментарий регулирования международной торговли, правила его применения; важнейшие теории и концепции конкурентоспособности страны;
- Объяснять влияние торговой политики на интересы национальных компаний, влияние торговой политики на конкурентоспособность иностранных компаний, влияние на связанные отрасли – компании отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей.
- Объяснять жизненный цикл товара.
- Объяснять особенности политики невмешательства против вмешательства государства.
- Объяснять особенности понимания категории «конкурентоспособность страны», основные концепции.
- Объяснять теории несовершенства рынка, основные модели рыночных структур.
- Описывать основные детерминанты, формирующие конкурентные преимущества бизнеса на современных рынках.
- Описывать основные этапы становления ЕС.
- Описывать основы конкуренции в международной торговле, роль торговой политики.
- Описывать современные модели формирования конкурентоспособности товара на международных рынках.
- Описывать социально-экономическую ситуацию, национальную специфику, основные приоритеты экономики стран Азии.
- Оценивает влияние инструментов торговой политики (в том числе внешнеэкономической политики в целом) на международную конкурентоспособность компаний и отраслей;
- Оценивать основные тенденции развития международного обмена и перспективы глобальной конкуренции.
- Оценивать политические и экономические предпосылки переориентации бизнеса на рынки стран Азии.
- Оценивать торгово-экономические отношения России с США и особенности коммерческо-предпринимательской деятельности на рынке США.
- Пояснять значимость введения единой валюты евро.
- Применяет полученные знания на практике, в работе в научно-исследовательских институтах, национальных министерствах и ведомствах, международных организациях
- Разрабатывает эффективные международные стратегии для снижения негативных последствий государственной политики
- Формулирует цели и интересы бизнеса на международных рынках с целью ведения эффективного диалога с властью.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие торговой политики. Место ТП в современных международных экономических отношениях. Взаимодействие бизнеса и власти. Участие бизнеса в формировании ТП государства и принятии ТП решений.
- Протекционизм и либерализм. Особенности протекционизма на современном этапе: торговые войны
- Императив модернизации экономики РФ и интересы бизнеса
- Основные инструменты торговой политики: общая характеристика. Особенности применения в условиях многосторонних обязательств. Последствия применения для ведения бизнеса.
- Сущность и роль конкуренции на современных рынках. Особенности глобальной конкуренции
- Современный этап развития мирового хозяйства. Конкурентоспособность стран.
- Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса стран Азии.
- Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса в ЕС.
- Конкурентные стратегии и конкурентоспособность компании на мировых рынках. Государственная поддержка компаний-экспортеров.
- Особенности современных моделей формирования международной конкурентоспособности товаров/услуг.
- Влияние торговой политики на конкурентоспособность компаний. Реакция бизнеса на меры торговой политики.
- Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса стран Америки.
Элементы контроля
- ЭссеЭссе
- Активность на занятияхАктивность на занятиях - ответы на основе прочитанных статей и видеоуроков
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gnangnon, S. K. (2019). Trade Policy Space, Economic Growth, and Transitional Convergence in terms of Economic Development. Journal of Economic Integration, (1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ris.integr.0762
- Под ред. Хасбулатова Р.И. - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 452с. - ISBN: 978-5-9916-5805-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnaya-torgovaya-politika-413240
Рекомендуемая дополнительная литература
- World Trade Organization, & General Agreement on Tariffs and Trade (Organization). (1999). The Legal Texts : The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=414502