• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Торговая политика стран-регионов и конкурентоспособность компаний

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Отв. за дисциплину - проф. Данильцев АВ. После подачи заявок на дисциплину проводится отбор через Анкетирование (вопросы про основной профиль обучения, Mотивацию, готовность изучать сложные англоязычные статьи, бэкграунд в данной области, рейтинг, опыт обучения в гибриде, когда занятия транслируются из аудитории и т.д.). Современный этап развития международных экономических связей характеризуется усилением конкуренции в глобальном масштабе, в том числе между традиционными центрами мирового хозяйства. В связи с этим представляется крайне актуальным изучение основных инструментов и методов осуществления внешнеэкономической политики основными странами – участницами международной торговли как по отдельности, так и в рамках интеграционных группировок (например, ЕС, USMCA, ЕАЭС, АСЕАН) в целях обеспечения конкурентоспособности национальных производителей. Особое значение эта тема приобретает в условиях деятельности ВТО, выступающей за унификацию правил применения мер внешнеэкономического регулирования, и в то же время – интенсификации регионального сотрудничества и заключения региональных и мегарегиональных торговых соглашений. Присоединение РФ к ВТО в 2012 г. и участие в международных торговых спорах, функционирование ЕАЭС с 2015 г., санкционная политика, регулирование электронной торговли, обращения криптовалют, потоков Big Data и другие аспекты системы МЭО требуют более детального внимания к данной тематике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Исследование современных форм и тенденций развития международных экономических отношений.
  • Объяснение основ регулирования международной торговли, как базовой формы международных экономических отношений.
  • Предоставление студентам теоретических знаний в области международной конкурентоспособности фирмы и факторов, ее формирующих.
  • Развитие у студентов навыков определения и рекомендации для бизнес-структур наиболее эффективных мер снижения последствий возможного негативного влияния изменений внешне-экономической политики государства (в т.ч. торговой политики).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит инструментарий регулирования международной торговли, правила его применения; важнейшие теории и концепции конкурентоспособности страны;
  • Объяснять влияние торговой политики на интересы национальных компаний, влияние торговой политики на конкурентоспособность иностранных компаний, влияние на связанные отрасли – компании отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей.
  • Объяснять жизненный цикл товара.
  • Объяснять особенности политики невмешательства против вмешательства государства.
  • Объяснять особенности понимания категории «конкурентоспособность страны», основные концепции.
  • Объяснять теории несовершенства рынка, основные модели рыночных структур.
  • Описывать основные детерминанты, формирующие конкурентные преимущества бизнеса на современных рынках.
  • Описывать основные этапы становления ЕС.
  • Описывать основы конкуренции в международной торговле, роль торговой политики.
  • Описывать современные модели формирования конкурентоспособности товара на международных рынках.
  • Описывать социально-экономическую ситуацию, национальную специфику, основные приоритеты экономики стран Азии.
  • Оценивает влияние инструментов торговой политики (в том числе внешнеэкономической политики в целом) на международную конкурентоспособность компаний и отраслей;
  • Оценивать основные тенденции развития международного обмена и перспективы глобальной конкуренции.
  • Оценивать политические и экономические предпосылки переориентации бизнеса на рынки стран Азии.
  • Оценивать торгово-экономические отношения России с США и особенности коммерческо-предпринимательской деятельности на рынке США.
  • Пояснять значимость введения единой валюты евро.
  • Применяет полученные знания на практике, в работе в научно-исследовательских институтах, национальных министерствах и ведомствах, международных организациях
  • Разрабатывает эффективные международные стратегии для снижения негативных последствий государственной политики
  • Формулирует цели и интересы бизнеса на международных рынках с целью ведения эффективного диалога с властью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие торговой политики. Место ТП в современных международных экономических отношениях. Взаимодействие бизнеса и власти. Участие бизнеса в формировании ТП государства и принятии ТП решений.
  • Протекционизм и либерализм. Особенности протекционизма на современном этапе: торговые войны
  • Императив модернизации экономики РФ и интересы бизнеса
  • Основные инструменты торговой политики: общая характеристика. Особенности применения в условиях многосторонних обязательств. Последствия применения для ведения бизнеса.
  • Сущность и роль конкуренции на современных рынках. Особенности глобальной конкуренции
  • Современный этап развития мирового хозяйства. Конкурентоспособность стран.
  • Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса стран Азии.
  • Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса в ЕС.
  • Конкурентные стратегии и конкурентоспособность компании на мировых рынках. Государственная поддержка компаний-экспортеров.
  • Особенности современных моделей формирования международной конкурентоспособности товаров/услуг.
  • Влияние торговой политики на конкурентоспособность компаний. Реакция бизнеса на меры торговой политики.
  • Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса стран Америки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Активность на занятиях - ответы на основе прочитанных статей и видеоуроков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.7 * Активность на занятиях + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gnangnon, S. K. (2019). Trade Policy Space, Economic Growth, and Transitional Convergence in terms of Economic Development. Journal of Economic Integration, (1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ris.integr.0762
  • Под ред. Хасбулатова Р.И. - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 452с. - ISBN: 978-5-9916-5805-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnaya-torgovaya-politika-413240

Рекомендуемая дополнительная литература

  • World Trade Organization, & General Agreement on Tariffs and Trade (Organization). (1999). The Legal Texts : The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=414502

Авторы

  • Гальченко Евгений Александрович