• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Философия языка

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой проблемно-ориентированное введение в философию языка, выдержанное преимущественно в традиции аналитической философии и учитывающее достижения современной лингвистики. Слушатели знакомятся с центральной для философии языка проблемой значения, включая как теории значения имён, других классов референциальных выражений и общих терминов в их историческом развитии, так и модели семантической композиции — построения значения предложения и дискурса из значений его частей, составляющие основу формальных подходов к лингвистической семантике. Помимо этого обсуждаются проблемы соотношения языка и мышления, врождённого и приобретённого, универсального и индивидуального в языках мира, а также занимающая центральное место с середины XX века проблема описания коммуникативного взаимодействия (динамические семантики, теория речевых актов и т. д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство со спецификой философского знания и основными проблемами философии языка
  • Знакомство с основными теориями значения слова
  • Знакомство с основными моделями значения предложения
  • Знакомство с основными моделями коммуникации и организации дискурса
  • Введение в полемику о языке и мышлении и соотношении врождённого и приобретённого в языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентироваться в проблемном поле философии языка и его связях с языкознанием
  • Обнаруживать философские предпосылки грамматических и семантических теорий
  • Демонстрировать знания основных теорий структуры языкового знака
  • Демонстрировать знания основных подходов к моделированию композиции значений
  • Анализировать речевое общение с прагматической точки зрения
  • Демонстрировать знание основных аргументов в полемике о происхождении языка и архитектуре языковой способности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет философии языка
  • Проблема значения слова
  • Проблема значения предложения
  • Язык и мысль
  • Значение в процессе коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа (I семестр)
    участие в обсуждении, выполнение небольших заданий во время семинарского занятия
  • неблокирующий аудиторная работа (II семестр)
    участие в обсуждении, выполнение небольших заданий во время семинарского занятия
  • неблокирующий домашние задания (I семестр)
    задания с выбором ответа или коротким ответом для выполнения дома
  • неблокирующий домашние задания (II семестр)
    задания с выбором ответа или коротким ответом для выполнения дома
  • неблокирующий контрольный тест
    тестовые задания для синхронного выполнения
  • неблокирующий презентация
    выступление с докладом по выбранному тексту или исследовательской теме
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * аудиторная работа (I семестр) + 0.4 * домашние задания (I семестр) + 0.4 * контрольный тест
  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * аудиторная работа (II семестр) + 0.3 * домашние задания (II семестр) + 0.5 * презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lycan, W. G. (2019). Philosophy of Language : A Contemporary Introduction (Vol. Third edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1878843

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Russell, G., & Fara, D. G. (2011). Routledge Companion to Philosophy of Language. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=479847

Авторы

  • Тискин Даниил Борисович