• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Экономическая теория инновационного предпринимательства и принятие бизнес решений

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Зухба Даур Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Знание концепций экономической теории инноваций и умение использовать их на практике является важным фактором конкурентоспособности специалистов в области экономики, управления, логистики и ряда других сфер профессиональной деятельности. Наш факультатив является одним из относительно редко реализуемых университетских курсов системного рассмотрения этих экономико-теоретических знаний и формирования у слушателей соответствующих практико-ориентированных навыков и компетенций. В настоящее время существует определенный общественный консенсус относительно признания того, что деятельность предпринимателя, в особенности инноватора, вносит важный вклад в экономический рост и экономическое (также как и социальное и иные виды) благосостояние. Понятно также, что если в историческом прошлом роль инноваторов была относительно не велика, то в современных условиях она становится с каждым годом все важнее и, что представляет отдельный исследовательский и прикладной интерес, становится с каждым годом все более и более значимой. Это привело к формированию в экономической теории последних десятилетий нескольких важнейших концепций как на микро-, так и на макро- экономическом уровнях и возникновению соответствующих им новых возможностей и инструментов в принятии бизнес решений. Предлагаемый курс должен помочь слушателям сформировать компетенции и навыки, связанные с пониманием многих серьезных концепций современного экономико-теоретического анализа, так и с открывающимися в связи с этим новыми возможностями принятия профессиональных практических решений. В рамках курса мы рассмотрим эволюцию развития теоретических положений об инновационном предпринимательстве в экономической науке. При этом на каждом этапе изучения курса мы будем обсуждать прикладные междисциплинарные аспекты применения рассматриваемых концепций на практике. В частности будет показано, что наиболее плодотворные исследования в рамках экономической теории благосостояния осуществляются в рамках динамического / межвременного, а не стационарного анализа. Будут проанализированы причины сосуществования и активного взаимодействия крупных и мелких инновационно активных предприятий, предпосылки и механизмы постоянного эволюционного изменения экономической системы. Особое внимание будет уделено также механизмам ценовой дискриминации, институтам, детерминирующим возможности инновационного предпринимательства в различных историко-культурных обстоятельствах и национальных экономических системах, динамику экономического роста и экосистему инноваций в конкретной стране. Исторические корни выбора предпринимательской деятельности. Таким образом факультатив носит мировоззренческий и междисциплинарный характер, комбинирует теоретическое и практико- ориентированное обучение. Он будет полезен не только студентам экономических специальностей, но и всем, кто интересуется развитием иновационного предпринимательства, принятием обоснованных бизнес решений в инновационной экономической системе. Курс будет стимулировать развитие его слушателями собственных междисциплинарных и профессиональных исследований и принятие на этой основе эффективных бизнес решений в будущем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данного междисциплинарного курса – познакомить студентов c современными экономическими концепциями инновационного предпринимательства и с использованием открывающихся новых возможностей принятия профессиональных практических решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использование моделей диффузии инноваций для принятия управленческих хозяйственных решений
  • Использование моделей управления инновациями в условиях неопределенности. Канва бизнес модели. Гартнеровские модели
  • Понимание возможностей использования преимуществ инновационной экосистсемы для реализации собственных предпринимательских проектов.
  • Понимание возможностей применения модели созидательного разрушения
  • Понимание и умение использовать существующие инструменты реализации инноваций.
  • понимание инвариант структуры инновационной экономики
  • Понимание концепции национальных чемпионов и возможностей ее практического применения.
  • Понимание макроэкономических теорий роста и принятия на их основе политических и хозяйственных решений.
  • Понимание основных этапов экономической теории инновационного предпринимательства и возможности их практического применения
  • Принятие решений относительно экстерналий инноваций
  • Умение анализировать принудительную ценовую дискриминацию на рынках инноваций.
  • Умение анализировать причины роста и упадка отдельных отраслей и производств
  • Умение анализировать роль институтов в формировании и развитии инновационности хозяйственных систем на различных этапах исторического процесса.
  • Умение выявлять ценность инноваций с использованием методологии CustDev
  • Умение использовать методологию и модели эволюционной экономики к практике инновационной деятельности
  • Умение использовать открытые инновации
  • Умение использовать форсайт в принятии управленческих и хозяйственных решений.
  • Умение применять теорию игр к анализу инновационной отрасли.
  • Понимание ключевых экономический концепций инновационной деятельности.
  • Выявление возможности реализации инновационных проектов и угрозы их развития у конкурентов.
  • Формирование компетенций творческого применения экономической теории инноваций.
  • Возможность формирования ценности инноваций в практической деятельности.
  • Способность оценивать эффективность инновационной деятельности, в том числе с использованием методологии Unit-Economics.
  • Возможность применения микро и макроэкономических концепций инноваций в различных сферах своей будущей профессиональной деятельности.
  • Анализ мотивации, выгод и сложностей взаимодействие крупных и малых инновационных компаний.
  • Анализ мотивации, выгод и сложностей использовать открытых инновации.
  • Использование моделей диффузии инноваций для принятия управленческих хозяйственных решений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ретроспектива инновационного предпринимательства, его осмысления в экономической теории и применимости в практике хозяйствования
  • Тема 2. Симбиоз Давида и Голиафа или инварианты структуры инновационной экономики
  • Тема 3. Как и почему общество стало раздаривать инновации и кто на этом может заработать: открытые инновации и закон Бэя-Доуэла.
  • Тема 4. Статическая микротеория инноваций.
  • Тема 5. Олигополистические игры Чёрной Королевы
  • Тема 6. Матрицы выигрышей в играх Чёрной королевы
  • Тема 7. Экстерналии инноваций
  • Тема 8. Диффузия инноваций и конкуренция новаторов, консерваторов и имитаторов.
  • Тема 9. Созидательное разрушение.
  • Тема 10. Эволюционная экономика.
  • Тема 11.Макро теории экономического роста и их применение
  • Тема 12. Институты и путь к современной инновационной экономике.
  • Тема 13. Историческая динамика развития отраслей и производств.
  • Тема 14 Инновационная экосистема
  • Тема 15.Новые инструменты управления инновациями.
  • Тема 16. Инновации в управлении инновациями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание №1: Самостоятельная работа
    Включает подготовку кейсов в составе микро групп, их презентации на семинарских занятиях и обсуждение в аудитории (реальной - очно или виртуальной - в Skype, либо в "Яндекс Телемост", либо в "Вебинар")/
  • неблокирующий Домашнее задание №2: Письменная работа
    Включает подготовку кейсов и мини исследовательских проектов в составе микро групп, их презентации на семинарских занятиях и обсуждение в аудитории (реальной - очно или виртуальной - в Skype, либо в "Яндекс Телемост", либо в "Вебинар" )
  • неблокирующий Контрольная работа
    Является одним из двух основных элементов контроля (наряду с домашней работой и ее презентацией и обсуждением на семинарах). Носит системный характер; позволяет обобщить и систематизировать полученные знания и навыки. Формирует половину оценки по курсу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.25 * Домашнее задание №1: Самостоятельная работа + 0.25 * Домашнее задание №2: Письменная работа + 0.5 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дары Афины : историч. истоки экономики знаний, Мокир, Дж., 2012
  • Лекции по экономическому росту, Лукас, Р. Э., 2013
  • Микротеория инновационного предпринимательства, Баумоль, У., 2013
  • Открытые инновации : создание прибыльных технологий, Чесбро, Г., 2007
  • Построение бизнес - моделей, Остервальдер, А., 2015
  • Скрытые чемпионы 21 века : стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка : спец. версия для издания в России, Симон, Г., 2015
  • Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., 2017
  • Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007
  • Эволюционная теория экономических изменений, Нельсон, Р. Р., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • John Newbigin. (2019). The creative economy - where did it come from and where is it going? Chapters, 21. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.elg.eechap.18292.1
  • Введение в теорию современного экономического роста. Кн.1: ., Асемоглу, Д., 2018
  • Введение в теорию современного экономического роста. Кн.2: ., Асемоглу, Д., 2018
  • Инновации: ключ на старт : экосистема венчурных компаний посевного цикла: состояние и перспективы, Петреченко, В., 2010
  • Институты и путь к современной экономике : уроки средневековой торговли, Грейф, А., 2013
  • Разработка ценностных предложений : как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., , 2018
  • Эволюционная теория экономических изменений, Нельсон, Р., 2000

Авторы

  • Зухба Даур Сергеевич
  • Зухба Елена Николаевна