2024/2025
Социология селф-хелп и саморазвития
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Лукина Анастасия Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Индустрия самопомощи (self-help) и саморазвития (self-improvement) в последние десятилетия стала активно развивающимся бизнесом и значимой частью современной культуры. Селф-хелп индустрия изначально появилась в западных странах, получив наибольшее развитие в США. В последствии селф-хелп культура стремительно распространилась по всему миру. В России селф-хелп индустрия долгое время оставалась на периферии, однако последние годы ознаменовали расцвет селф-хелп практик в российском пространстве. Сейчас селф-хелп индустрия в России является бурно развивающейся отраслью: согласно данным РБК за 2018 года, рынок коучинга и бизнес-тренингов в России оценивался в $100 млн; по данным крупнейшей платформы онлайн-курсов GetCourse, темы, связанные с личностным ростом, являются ключевыми нишами онлайн-образования. Книги по популярной психологии входят в топ бестселлеров на российском рынке: по данным за 2022-23 годы, селф-хелп книга О. Примаченко “К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя” является абсолютным лидером продаж. Селф-хелп как культурный и социальный феномен ставит своей целью самопомощь человеку, направленную на улучшение его способностей, изменение привычек, способов мышления. Идея «стать лучшей версией себя» всё больше становится культурным императивом, распространяясь на различные сферы жизни людей, от романтических отношений до выстраивания карьеры. При этом индустрия селф-хелп представляется крайне разнородной областью: она обусловлена широким спектром идей и предметных областей, которые служат в качестве культурных ресурсов для самопомощи. Среди таких ресурсов можно обнаружить как бизнес-коучинг с нейробиологией, так и йога-практики с аффирмациями. На этот репертуар влияние оказывает в том числе национальный и местный контекст, в котором глобальные идеи селф-хелпа не просто адаптируются, а трансформируются и дополняются. Разнородность рассматриваемой индустрии обусловлена и многообразием форматов, посредством которых советы об улучшении себя могут транслироваться: книги, телепрограммы и фильмы, подкасты и видео, записи в блогах и онлайн-марафоны. Таким образом, селф-хелп представляет собой не единую методику укрепления себя, а множество разнотипных продуктов для работы над собой. В рамках данного курса мы хотим рассмотреть подобную полисемичность селф-хелп как исследовательского объекта сквозь призму социологических исследований. В рамках курса мы рассмотрим, с одной стороны, социальные и политические предпосылки культуры самопомощи и саморазвития как феномена современности и, с другой стороны, обратимся к актуальным исследованиям в данной области, позволяющих пролить свет на своеобразную природу этой индустрии. Отдельное внимание мы также обратим на критические исследования селф-хелп, связанные с формирующимися интуициями анти-совершенствования и анти-успеха.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с перспективной и динамично развивающейся областью исследований селф-хелп культуры, с основными социологическими подходами в исследованиях селф-хелп культуры.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводить положения основных социологических теории в области исследований селф-хелп культуры
- Применять полученные знания для анализа явлений действительности с позиций социологии селф-хелп культуры
- Подвергать критическому анализу и сравнивать существующие подходы в изучаемой области
- Уметь работать с научной литературой по социологии самопомощи и саморазвития, в том числе на иностранных языках
- Иметь навыки обзора научной литературы, представления научных докладов и презентаций по тематике курса
Содержание учебной дисциплины
- Что такое селф-хелп? Вводное занятие
- Неолиберализм и селф-хелп культура
- Понятие рефлексивного self в эпоху модерности
- Селф-хелп как социологический объект
- Терапевтический поворот и пси-дисциплины
- Альтернативная духовность и селф-хелп
- Личностный рост и дух предпринимательства
- Селф-хелп культура в мировом контексте
- Селф-хелп культура в российском контексте
- Критические исследования self-help
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 14394 - С.Бринкман - Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать - 9785961449860 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/14394
- Coser, R. L. (1992). Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. By Anthony Giddens. Stanford University Press, 1991. 256 pp. Cloth $35.00; paper $12.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6F50A6AA
- The entrepreneurial self : fabricating a new type of subject, Brockling, U., 2016
- Tomas Matza. (2018). Shock Therapy : Psychology, Precarity, and Well-Being in Postsocialist Russia. Duke University Press Books.
- Новый дух капитализма, Болтански, Л., 2011
- Фабрика счастливых граждан : как индустрия счастья контролирует нашу жизнь, Иллуз, Е., 2023
Рекомендуемая дополнительная литература
- Фуко, М. Говорить правду о самом себе. Лекции, прочитанные в 1982 году в Университете Виктории в Торонто : монография / М. Фуко. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021. — 336 с. — ISBN 978-5-85006-257-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199064 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.