• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

“Искренние коммуникации”, искусственный интеллект и креативные практики

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

2022 год можно считать годом «нейросетевой революции». Мировые дискуссии о метавселенных (цифровых средах, новых виртуальных пространствах для корпораций, отраслей экономики и сфер жизни) и генеративном искусственном интеллекте (типе ИИ, разработанном для создания цифрового контента, напоминающего картины, музыку, тексты, видео, компьютерные программы и многое другое, созданное людьми) вышли на новый уровень. Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью таких инструментов генеративного ИИ, как ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, Яндекс GPT, Kandinsky, GigaChat и других. Предлагаемый курс дает представление о: 1) плюсах и минусах, рисках и вызовах взаимодействия с нейросетями; 2) применении нейросетей в сферах образования, культуры и медиа; 3) влиянии нейросетей на медиаповседневность и привычные личностные коммуникации; 4) креативных практиках с использованием ИИ. Исходя из общей идеи о том, что пространство генеративного ИИ – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ всего «другого», с которыми современному человеку необходимо контактировать, предлагаемый курс МагоЛего акцентирует внимание студентов на трех проблемных блоках. Во-первых, это подходы к осмыслению ИИ в современном обществе – от его места между «надзорным капитализмом» и «эмоциональным капитализмом» до этических коллизий, связанных с нейросетями. Во-вторых, речь пойдет о возможностях ИИ в поддерживающих коммуникациях, запрос на которые существенно вырос в российском обществе: от потенциала нейросетей в работе с цифровой памятью, цифровым разрывом поколений, травматическим опытом прошлого и цифровой травмой будущего до «поддерживающих практик» ИИ с опорой на творчество (арт-терапия и иные методы). Наконец, в третьем блоке (в том числе, в ходе практических занятий) студенты смогут осмыслить взаимодействие генеративного ИИ и творчества, попробовать свои силы в использовании нейросетей в медиа (например, осваивая жанры медиакритики), образовательных системах (ИИ и геймификация), музейных практиках (создание цифровых приложений для музеев) и т. д.