2024/2025
“Искренние коммуникации”, искусственный интеллект и креативные практики
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Центр цифровых культур и медиаграмотности
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
2022 год можно считать годом «нейросетевой революции». Мировые дискуссии о метавселенных (цифровых средах, новых виртуальных пространствах для корпораций, отраслей экономики и сфер жизни) и генеративном искусственном интеллекте (типе ИИ, разработанном для создания цифрового контента, напоминающего картины, музыку, тексты, видео, компьютерные программы и многое другое, созданное людьми) вышли на новый уровень. Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью таких инструментов генеративного ИИ, как ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, Яндекс GPT, Kandinsky, GigaChat и других.
Предлагаемый курс дает представление о:
1) плюсах и минусах, рисках и вызовах взаимодействия с нейросетями;
2) применении нейросетей в сферах образования, культуры и медиа;
3) влиянии нейросетей на медиаповседневность и привычные личностные коммуникации;
4) креативных практиках с использованием ИИ.
Исходя из общей идеи о том, что пространство генеративного ИИ – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ всего «другого», с которыми современному человеку необходимо контактировать, предлагаемый курс МагоЛего акцентирует внимание студентов на трех проблемных блоках.
Во-первых, это подходы к осмыслению ИИ в современном обществе – от его места между «надзорным капитализмом» и «эмоциональным капитализмом» до этических коллизий, связанных с нейросетями.
Во-вторых, речь пойдет о возможностях ИИ в поддерживающих коммуникациях, запрос на которые существенно вырос в российском обществе: от потенциала нейросетей в работе с цифровой памятью, цифровым разрывом поколений, травматическим опытом прошлого и цифровой травмой будущего до «поддерживающих практик» ИИ с опорой на творчество (арт-терапия и иные методы).
Наконец, в третьем блоке (в том числе, в ходе практических занятий) студенты смогут осмыслить взаимодействие генеративного ИИ и творчества, попробовать свои силы в использовании нейросетей в медиа (например, осваивая жанры медиакритики), образовательных системах (ИИ и геймификация), музейных практиках (создание цифровых приложений для музеев) и т. д.